...над гнездом...

Loadour Earrowwing

Previous Entry Share Next Entry
Два вида русов в юго-восточной Прибалтике
red dragon
az118

А.Г. Кузьмин

(1928-2004)

 

Два вида русов в юго-восточной Прибалтике

 

 

Известно, что “Русь” имеет в источниках разные обозначения. В латинской традиции, сохраняющейся и в средневековой литературе, преобладает написание Rutenia или Ruthenia. В собственно германских источниках это чаще всего Rugia со множеством вариантов, собранных и непонятых одним из наиболее активных современных норманистов А.В. Назаренко, недоумевающим по поводу постоянной взаимозамены написаний Rugia-Russia (6). В византийских и восточных источниках преобладают написания «Росия» и «Русия». Встречается оно и в западной средневековой литературе (в частности, в итальянских и английских источниках). При этом имеются в виду и разные «Русии», и разные значения этнонима. В иранских языках, как сказано, этноним связывался с «белым» цветом, символизировавшим социально привилегированное положение. Смысл многочисленных вариантов обозначения (тоже многочисленных) «Русий» в Европе в значительной мере объясняется обычными латинскими характеристиками галльского племени Рутенов: «Russus Rutheni» и «Flavi Rutheni» — «Красные» (или красноватые) и «Златокудрые» (опять-таки с красноватым оттенком) Рутены. А в кельтском — это тоже один из вариантов обозначения красного цвета. Лиупранд в Х веке прямо связывал этноним «русы» в византийском понимании с обозначением внешнего вида.

В славянских языках это тоже один из вариантов обозначения желто-красного цвета. Обозначение ругов — ружане или руйаны имеет то же значение, что и обозначение месяца сентября «рюен» — желто-красный. Как «коричнево-желтый» осмысливался и эпитет «русый». Все эти варианты можно найти в настольном для историков и филологов словаре И.И. Срезневского («Материалы для словаря древнерусского языка»), а также в сербо-хорватских словарях. И задача заключается не в том, чтобы понять, почему такой разнобой в произнесении гласных и согласных (носовые, зубные и гортанные звуки различно произносились даже в соседних деревнях), а в том, чтобы понять смысл именно цветового обозначения этноса. О «белом» цвете выше говорилось. «Красный» цвет символизировал могущество, и выражалось это, как правило, в ритуальном раскрашивании, что, как увидим, также встречается в источниках, позволяя в ряде случаев различать «красных» и «белых» русов.

< ... >

в числе «норманнов» особую активность в это время проявляли жившие здесь с давних пор аланы. Именно вождь аланов Роллон, считавший себя потомком Роллона, приведшего во II веке алан с Дона в северные пределы Франции, обретет «прародину» в начале Х века, переселившись туда из Норвегии. Тогда подозрения императора будут вообще оправданы. Но о росах и Росском каганате в Ингельгейме, похоже, не знали. И искать его, конечно, следовало не в Киеве, традиционно связанным с Подунавьем, а на том пути, который еще и Гельмольд в XII веке считал балтийским «поясом», соединяющим Балтику с Черным морем., то есть донским вариантом пути «из Варяг в Греки».

< ... >

На конференции в Кирове в 1997 году шведская исследовательница Л. Грот буквально утопила наших норманистов в холодных водах Балтики. А привел она факты, лежащие на поверхности. Она отметила, что имени Рюрика, с которого у нас обычно начинают утверждение господства шведов на Руси, в Швеции вообще никогда не было, а имя Олега нельзя производить от шведского «хелиг» (святой», поскольку христианство в Швеции будет распространяться лишь в конце XI — начале ХII века (114). И это в то время, как «Рюриками» буквально засыпана Западная Европа, начиная, по крайней мере, с IV столетия. И имя объясняется очень просто. По берегам реки Рур (Раура) жило кельтическое племя Руриков (Рауриков). И каждый выходец из этого племени (сдвинутого со своих мест поселения) на тот же вопрос — «кто ты»? — отвечал «Рурик». С расслоением общества «верхи» должны были подыскивать себе имена соответствующие занимаемой ступеньке социальной лестницы. Дружинники обычно «быстрые», «сильные», «смелые». Известный летописцам киевский соправитель Дир — имя и сейчас весьма популярное в Ирландии, восходит к иллирийским племенам, с которыми соседствовали славяне и руги, и значение имени легко определимо: «твердый, крепкий» (прямо-таки дюралюминий). Князья обычно брали титулы более высокого значения. В имени «Аскольд» есть и многозначный «ас», и кельтическое «олд» — владетель, или «колд» — славный. В имени «Олег» звучит иранизированная форма тюркского «улуг» — великий. Имя «Игорь», славянская форма имени «Ингер» (так в Византии и обозначали русского князя) восходит к уральским языкам так же со значением «старший», «господин» и т.п. Сам же факт утверждения Олега и Игоря в Киеве с дружиной, имена членов которой отражены в договорах обоих князей с греками (записанных в греческлм и славянском вариантах) заставляет предполагать, что в отличие от Рюрика, вышедшего с южного берега Балтики, и после гибели в 808 году отца, вынужденного было вместе с братьями искать где-то пристанища, Олег и Игорь были связаны с Роталией.

вся статья


p.s.
Вообще-то значения скандинавского "святой" (Хелиг) и тюрко-иранского "великий" (Улуг) имени Олег не опровергают, а дополняют друг друга просто в силу происхождения скандинавов от аланов. А аланы - кельто-иранцы, дети кланов Дану  и скифов. А где же германцы? А германцев никогда и не было... само название кельтское и относилось ко всем племенам к востоку от Рейна или к северу от Скифии. Названия "германцы", "славяне" и "венеды" суть синонимы - от имен др.греческого Гермеса (др.египетского Тота), кельтского Луга, др.северного Лодура-Локи-Одина с одним и тем же смыслом: путь (шлях) и знание с коннотатом ветер и вода от др.и.е. корня *w(n)d-, *v(n)d, символами которых являются волк, ворон и сокол.

вот и шляются тут всякие не пойми кто...


  • 1
Ошибаетесь, это аланы произошли от "скандинавов", т.е. людей родственных североевропейских культур Эртебёлле, Днепр-Дон, Маглемозе и т.д. Толко "скандинавы" остались там, где сложились как расовый тип, а аланы туда-сюда мотались, до Средней Азии и обратно.

Эртебёлле это на уровне др. чукчей.
переход от мезолита к неолиту, выраженные надбровные дуги,
видимо еще и брахиоцефалия.

как Вы любите кроманьенцев...

Винча занимался Сафроров.
Там уже предгосударство с кастовым делением,
что близко к ариям, но не БВ.

Если уж кого и не было никогда, так этоне германцев, а тюрков: многоэтничный конгломерат нипойми кого. Сейчас аналогия - американцы.

тюрки, да, полиэтничны.
коридор от атлантики до Алтая.

До Атлантики? Они один раз в Западную Европу сунулись и получили от франков по носу. От Байкала и до Балкан, скорее.

А само слово «

, а имя Олега нельзя производить от шведского «хелиг» (святой», поскольку христианство в Швеции будет распространяться лишь в конце XI — начале ХII века
-
А само слово «хелиг» до христианизации в свейском существовало?

Два вида русов в юго-восточной Прибалтике

Пользователь styleroom сослался на вашу запись в своей записи «Два вида русов в юго-восточной Прибалтике» в контексте: [...] Оригинал взят у в Два вида русов в юго-восточной Прибалтике [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account