Основа бытия человечества - антропосоциальный витальный метаболизм, имеющий три стороны в двух направлениях и двух аспектах:
в ассимиляции-диссимиляции и дивергенции-конвергенции
происходит обмен веществом, энергией и информацией, который
является онтологическим основанием трех сословий:
- воинско-созидательного (дух - энергия) - прообраз бурж.братства;
в ассимиляции-диссимиляции и дивергенции-конвергенции
происходит обмен веществом, энергией и информацией, который
является онтологическим основанием трех сословий:
- воинско-созидательного (дух - энергия) - прообраз бурж.братства;
- торгово-производительного (тело - вещество) - прообраз бурж.равенства,
порождающий государство-организм, каковой может быть только трех типов:
- военно-бюрократическим с сохранением сословий (как правило монархия);
- теократическо-фин-информационным (жреческая и фин.олигархия);
- торгово-промышленным (купеческая олигархия под ширмой демократии).
в последнем случае, часто смыкающимся со вторым, кризис становится перманентным и попытки его снятия раскручивают прогресс, ведущий к обществу потребления.
Действительно, чтобы социальная система была стабильной, в ней не должно быть слишком много недовольных и злых на власть, которая должна мочь справляться с недовольными и злыми.
Недовольные и злые появляются либо от отсутствия им места в системе, либо от элементарной нехватки средств существования, достойного в данной системе, что ведет к росту внутреннего соц.напряжения.
Чтобы снять соц.напряжение, угрожающее взорвать систему, надо чем-нибудь занять максимальное число граждан и обеспечить им минимальные средства существования, т.е. оные граждане должны что-то производить - товары или услуги, за которые получать оплату.
Но прогрессивное повышение производительности труда в традиционных отраслях производства прогрессивно вытесняет оттуда массы граждан, которые вынуждены либо садиться на гос.пособия, выплачиваемые за счет налогов с еще работающих или владеющих собственностью, либо изобретать новые товары и услуги и убедить достаточное число потенциальных потребителей их приобретать
Т,о. происходит раскрутка общества потребления, в котором большинство производимого излишне для норм.жизни, но необходимо для предотвращения соц.взрыва от выпадения значительной части граждан из системы.
Но традиционные ценности и идентичности представляют собой мощные преграды на пути эскалации потребления и потому при их сохранении система быстро проваливается в неуправляемый кризис, что вызывает острую потребность их уничтожения дроблением до мелких групп или атомарных индивидов с вытеснением кризиса в пространстве (на периферию) и времени (в будущее - жизнь в долг). При этом прогресс цивилизации оборачивается деградацией культуры с трансформацией социальных организмов в социальные механизмы с распадом трех сословий и заменой их соц.классами массового общества потребления.
Все смены техн.укладов за последние 500 лет были подчинены динамике нигилизма, получившей оформление в эпоху Просвещения как теория прогресса. Однако ресурс вытеснения кончается, отсюда и евромайданы, и ЛГБТ, и речи Байдена и др. деятелей запада в Азии про новое западное сознание, нацеленное на перманентные инновации везде и всюду, на пути которых пока стоят Россия и Китай, сами уже существенно вовлеченные в этот процесс всемирного гуманистического нигилизма.