az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

Хайдеггер и пустота: феноменология vs онтология

НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ


К проблеме самотождественности помысленного в изначальном и новоевропей​ском мышлении. Унаследованное слово изначального мышления (Гераклит) и диалектика

Гегелевское объяснение темного слога Гераклита неистинно потому, что оно негреческое и про​сто затуманивает изначальное мышление. Вме​сте со всей новоевропейской метафизикой Ге​гель исходит из той предпосылки, что предмет философской мысли не только не может про​тивостоять его мыслящему раскрытию, но и по своей сути не хочет этого делать. Сущее в его целом, напротив, определяется волей к само-обнаружению, то есть к выступлению в явленность. Высший способ этого выступления совершается в метафизическом мышлении и для него, поскольку метафизика обсуждает яв​ляющуюся сущность абсолюта в его явлении. По-гречески «обсуждать» — διαλέγεσθαι. Язык диалектики — это то слово (λόγος), в котором совершается явление (φαίνεσθαι). Появление, обнаружение абсолюта, абсолютность которого заключается в том, чтобы хотеть этого появле​ния, в диалектике (если выразить это одним-единственным словом) называется «фено​менологией» — в том смысле, как ее понимает Гегель. Феноменология, принесение-себя-к-явленности, в диалектике предстает как сущность абсолюта, то есть «духа», если говорить язы​ком Гегеля. Сам дух пребывает только в собы​тии феноменологии и ни в каком другом. Феноменология — это дело духа, максимально от​вечающее его природе *. Здесь мы, конечно, не можем показать, насколько Шеллинг, который, казалось бы, резко противостоит метафизике Гегеля, тоже всюду мыслит из того же основ​ного опыта новоевропейской метафизики и так же, как Гегель, осмысляет абсолют как нечто, стремящееся к самораскрытию, волящее себя к нему, причем таким образом, что эта воля есть не что иное, как бытие абсолюта. От всего это​го радикальным образом отличается то, что — как должное-быть-помысленным — раскрыва​ется изначальным мыслителям. Это не воля к обнаружению, к проявлению — и вообще не «воля». Если Гегель и Ницше (последний, правда, в ином смысловом ракурсе) на самом деле видят в Гераклите своего великого предте​чу и близкого по мысли философа, тогда мож​но сказать, что в XIX в. — веке торжества ис​ториографии — совершается то историческое ослепление, крайние следствия которого ощу​щаются до сих пор, а его еще дающая о себе знать причина, со своей стороны, досягает поч​ти до начала западноевропейского мышления. Поэтому ложные толкования Гераклита, пред​принимаемые Гегелем и Ницше, ни в коей мере не основываются на каких-то смысловых ошиб​ках, которые могли бы быть у обоих мыслите​лей и которые мог бы исправить какой-нибудь более ревностный в постижении философских наук ученый муж, вознамерившийся собрать воедино все просчеты, случившиеся со всеми мыслителями со времен Анаксимандра, чтобы потом «улучшить» ситуацию.

С другой стороны, решив, что мыслители никогда не ошибаются, мы представили бы их в совершенно комическом свете. Ведь они как раз потому настоящие мыслители, что, несмот​ря на многочисленные ошибки, «случающиеся» с ними, не перестают мыслить истинное (das Wahre). Поэтому и разбирательство, возника​ющее между ними, по своему характеру и смыслу отличается от критики и полемики, ко​торые обычны и необходимы в сфере научных дисциплин. Упомянутое разбирательство — это не критическое выяснение того, является ли сказанное каким-либо мыслителем правиль​ным или неправильным. Такое разбирательст​во — это взаимное высказывание соображений о том, в какой мере помысленное этим мысли​телем мыслится в изначальном смысловом ра​курсе и приближается к началу (Anfang) или же удаляется от него (но удаляется так, что и в этом удалении остается существенным, глубин​ным и в своей основе есть то же самое, что мыслит любой мыслитель). «Самобытность» мыслителя состоит в том, что ему дано в выс​шей чистоте мыслить то и только то, что «уже» до него мыслили его предшественники.
_________________________________________________________________________
* Сущее в самом деле потому и сущее, что существует - экзи-стирует, т.е. выходит из себя, является. При этом часто происходит эскалация существования и феноменов в массу сущего, сосредоточием которой является Мировой Город - Толпа, Рынок, Стадион и т.п., - погребающую под собой  свое основание - Бытие как Почву и Бездну, из которой и над которой уже не вос-ходит Дух как Кровь и Солнце, заставляя мыслителя бежать в уединение сокрытости, в монашество. Т.е. с 30-х годов Х-р "повернул" ОТ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ ВРЕМЕНИ "БиВ" К ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ КАК НЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ. az118

Tags: Гераклит, Хайдеггер, онтология, феноменология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments