az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

Неретина С.С. Подступы к проблеме времени и процесса

Электронный философский журнал Vox / Голос: http://vox-journal.org
Выпуск 12 (июнь 2012)
___________________________________________________________________________
Неретина С.С.
Подступы к проблеме времени и процесса
(Аристотель и Августин, Хайдеггер и Поппер)


[там нажать кнопку "полный текст" для скачивания]

Аннотация: В статье рассматривается идея времени как существования в противовес пониманию времени и бытия как процесса. Делается попытка осмыслить терминологию выражения времени: ретенция, протенция, внимание. Когда смысл экзистенции открылся во временности, то в текучести бытия, в движении и динамичности Dasein слово «процесс» перестает быть метафорой, в собственном смысле выражая эту временность.

Ключевые слова: процесс, время, количество, ретенция, протенция, внимание, бытие, указание, называние, интенция, cмысл, метафора.

Цитата:
В свое время в книге «Абеляр» (написанной в 1982 г. и вышедшей в 1993 г. под заглавием «Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра») я, не подозревавшая, как и огромное количество моих соотечественников-философов о том, как прорабатывалась идея времени у М.Хайдеггера, на основании анализа тео-логических трактатов Абеляра предположила следующее. В силу того, что термин «порождение», отличный от «произведения» вводится Абеляром в объяснение Божественного триединства (Сын есть порождение Отца) и что он тщательно определяет значение порождения как того, что имеет место всюду, где нечто происходит либо от субстанции другой вещи, либо где они существуют вместе, либо где одно предшествовало другому, то сама мысль о порождении Сына, хотя и имеет смысл вечного порождения, или, точнее – безначального порождения, означала, что брезжила перспектива ввести время в само Божественное бытие, или просто – в Бытие как таковое. «Кажущееся введение времени в это бытие (словом «порождение») есть введение логического времени, означающего вечный статус порождения, вечного утверждения («да») и отрицания себя Отцом через Сына («нет»)»
.
Когда через четыре года вышел русский перевод «Бытия и времени» М.Хайдеггера, изданный по-немецки в 1927 г., стало ясно, что сама эта проблема не только поставлена гораздо более основательно, но и так, что вся онтология стала называться темпоральной наукой, и все ее положения – это темпоральные положения, имеющие характер veritas temporalis. «Метафизика вдруг обнаруживает, - пишет А.Г.Черняков, процитировавший вышеприведенные слова Хайдеггера, - что в основании вечных истин, которыми она как philosophia perennis всегда занималась, лежит истина времени (это не значит, разумеется, - временные истины), что под маской veritas aeterna скрывается veritas temporalis» и «в основе понятия истины лежит темпоральный набросок»
.
Ярчайшими представителями из тех, кто когда-либо ставил (проблематизировал и тематизировал) этот вопрос, являются в Античности Аристотель, в начале Средневековья Аврелий Августин и в середине модерна, а затем и постмодерна Мартин Хайдеггер.

В «Физике» Аристотель, как считает Хайдеггер, ставит вопрос о времени в двух направлениях: 1) относится ли время к усии, к сущему; 2) о том, какова сущность времени. В любом случае Аристотель затрудняется ответить на этот вопрос: так было, добавим, и относительно того, к чему относится речь, к количеству или сущности, как было сказано еще в «Категориях» (4а — 4b). Хайдеггер относит обсуждение проблемы времени к апориям, что есть «непроходимость», «отсутствие пути». На первый вопрос Аристотель, по Хайдеггеру, отвечает положительно
Tags: Аристотель, Неретина С.С., Хайдеггер, время, теология
Subscribe

  • Патриотизм vs национализм

    Патриотизм - верность наследию отцов, т.е. традиции-культуре патриархальной семьи и сословной монархии. Национализм - новоевропейская спекуляция…

  • национализм - новоевропейская чума

    а чума не бывает своей, но боль и гибель от нее свои. и зоопарк - не полиэтничность, зоопарк - национализм, либерализм и коммунизм, разными…

  • Австро-Венгрия и Российская империя

    нам тут говорят, что между А-В и РИ было, кроме аналогии между Венгрией в А-В и Польшей в РИ, мало общего и потому победа "белых" в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments