az118 (az118) wrote,
az118
az118

интенциональность - скрытая ошибка раннего Хайдеггера и всей феноменологии от Аристотеля до Гуссерля

Оригинал взят у az118 в интенциональность - скрытая ошибка раннего Хайдеггера и всей феноменологии от Аристотеля до Гуссерля


Intentio буквально означает: самонаправленность на ... Всякое переживание, всякое душевное отправление направляется на что-то. Суждение есть суждение о чем-то, воспоминание есть воспоминание о чем-то, представление есть представление чего-то, то же относится и к предположению, ожиданию, надежде, любви, ненависти. Кто-то скажет, что все это тривиально, и акцентированное утверждение этого - не бог весть, какое достижение, и уж во всяком случае не заслуживает титула "открытие". Однако давайте присмотримся к этой тривиальности и попробуем выявить ее феноменологическое содержание.

Для последующих рассмотрении не потребуется особой прозорливости, потребуется только отказ от предрассудков, т.е. простое видение и фиксация увиденного, без любопытствующего вопрошания о том, что теперь с этим делать. Непредвзятое внимание (Sachlichkeit) по отношению к самопонятному дается нам труднее всего, поскольку притворство и ложь суть стихия человеческого существования, уже всегда заговоренного другими. Феноменологи - это не "пай-мальчики"; единственное, что их отличает, - это решимость к борьбе против этого и воля к позитивному раскрытию сути вещей.

Рассмотрим более доступный пример "душевного отправления": конкретное естественное восприятие стула, который я обнаруживаю, входя в комнату, и который я отставляю в сторону, поскольку он мешает мне пройти. Я подчеркиваю последний момент, чтобы стало ясно: речь идет о повседневном восприятии, а не о восприятии в акцентированном смысле рассмотрения, зафиксированного на некоем предмете. Чаще всего естественное восприятие - восприятие, в котором я живу, производя те или иные движения в моем мире, - не является самостоятельным рассмотрением и изучением вещей, но возникает в конкретном практическом обхождении с вещами, - оно несамостоятельно, поскольку я воспринимаю не для того, чтобы воспринимать, но чтобы сориентироваться, расчистить себе дорогу, обработать что-либо, это - вполне естественное видение вещей, в котором я живу постоянно. Грубая интерпретация даст восприятию стула следующую характеристику: в моей внутренней сфере имеет место определенное душевное явление, этому психическому процессу, протекающему "внутри", "в сознании", соответствует физическая, реальная вещь "вовне". Стало быть, действительность сознания (субъект) соотнесена с действительностью вне сознания (объектом). Душевное явление вступает в отношение к чему-либо иному, внеположенному. Само по себе такое отношение имеет место не всегда, поскольку восприятие может оказаться обманом чувств, галлюцинацией. Возможны психические процессы, посредством которых мы, как нам кажется, воспринимаем некий предмет, тогда как на самом деле его не существует, - это психологический факт. Состояние моей психики может оказаться таким, что я сейчас увижу, как по этому залу над вашими головами проезжает автомобиль. В этом случае душевному процессу субъекта не соответствует реальный объект, здесь мы имеем восприятие безотносительно к чему-либо внешнему, или в случае обмана чувств: я иду по темному лесу и вижу идущего навстречу мне человека, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что это дерево. Здесь тоже отсутствует объект, хотя мне казалось, что я его воспринимаю. Ввиду этого бесспорного факта - что реальный объект восприятия как раз-таки может отсутствовать - нельзя утверждать, что всякое восприятие есть восприятие чего-либо, иначе говоря, интенциональность, самонаправленность на ... не является необходимым признаком любого восприятия. И даже если бы всякому психическому явлению, которое я квалифицирую как восприятие, соответствовал физический объект, все равно это утверждение было бы догматическим, т.к. до сих пор еще не установлено, что я имею доступ к реальности, лежащей за пределами моего сознания.


http://society.polbu.ru/hajdegger_timeconcept/ch04_ii.html
_________________________________________________________________
интенциональность, т.е. состояние активного внимания, - свойство не сознания как такового, но лишь деятельного режима бодрствующего сознания, каковое может находиться в состоянии не деятельном, с пустым актуальным содержанием, но в готовности перейти в деятельный режим при необходимости.

однако западная психология и феноменология (как и психоанализ фрейдистского пула)  описывают аномалию самого западного сознания, за 2600 лет забывшего что значит быть бодрствующим и бездеятельным, испытывающего постоянный сенсорный голод и ложную потребность что-то о-сознавать, куда-то интендировать без действительной надобности, вызывая эскалацию псевдодеятельности, постоянно путая сознавние с самосознанием, Это относится ко всему авраамическому культурному ареалу как источнику мирового кризиса.


добавление
интенциональность именно режим самонаправленности деятельного сознания на свой внутренний объект, чем бы тот объект не был индуцирован - действием внешнего физического явления, желанием, рассуждением, воспоминанием или воображением.

суть теории Брентано в перманентной интенциональности сознания, т.е. по нему сознание постоянно что-то о-сознает как Ум у Аристотеля постоянно что-то думает

есть воины - те, кто готов воевать и воюет при необходимости, - и вояки - те, кто постоянно хочет воевать и воюет без надобности.

Брентано говорит: все воины суть вояки. т.е. врет :)

пред-ставление как от-ставление вос-приятия

когда я вхожу в комнату и на моем пути оказывается стул, я либо

1) машинально отодвигаю его, воспринимая обстановку комнаты целиком и не фиксируя на нем внимания - безвещное и беспредметное действие безинтенционального сознания;

2) отодвигаю его без задержки, воспринимая окружение стула и фиксируя на нем внимания (вот это!) - действие сквозь восприятие стула-вещи интенционального сознания;

3) отодвигаю его с задержкой, воспринимая окружение стула и фиксируя на нем внимания как на противнике (вот это против!) - действие через пред-ставление стула, опредмечивая его от-ставлением восприятия как пред-мета затруднения вторичной интенции.
Tags: Хайдеггер, время, интенциональность
Subscribe

  • тайна Аматерасу и загадка кимвров

    происхождение и корни синтоизма меня волнуют лет 20, ибо было непонятно откуда в японской патриархальной культуре могла взяться богиня Солнца, тогда…

  • две Руси, Япония и прогресс

    недавно ушедший от нас В.И.Карпец был прав: есть две Руси и обе в чем-то патриотичные и при этом в чем-то русофобские. символ земной Руси -…

  • история

    не зная что будет съедина богомолом цикада продолжает петь 螳螂捕蝉 тан лан бу чан

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments