az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

Интенциональность от схоластов до Хайдеггера

СХЕМА СХОЛАСТОВ

 представляющий    интенция    представление   явление   представляемый
    субъект --------------------> объект <----------------- субъект
  hypostasis                                             hypokeimenon

здесь субъект - сущее представляющее и представяемое объектом, в котором усматривается сущность-essentia представленого сущего-ens


СХЕМА ГУССЕРЛЯ
    
   Я 
   =    интенция
  Дух -----------> предмет
   |идеация           |
  Душа           вещь-феномен
   |ощущения          |
  Тело <---------- природа
         явление

тут природа и дух связаны через тело и предметы


СХЕМА ХАЙДЕГГЕРА

                   интенция
 субъект-Dasein <-----------> вещь-феномен
                   явление

"интенция" - выход-из-себя Dasein навстречу феномену
"явление" - действие феномена на Dasein, его само-показывание себя вот-бытию
"феномен" - "само-себя-в-себе-кажущее" - отличен от Явления как "кажущего-не-себя-а-сущность"


Гуссерль:
«Было бы, конечно, «наивностью» сказать, что человек есть сущее, которое все другое сущее осознало как свой горизонт бытия, или что понимание бытия существует заранее из всего, из себя самого и всего прочего сущего (если, конечно, хотят избежать слова «осознало»). Понимание бытия есть нечто совершенно пустое, пока мы не познаем его как апперцепцию самого себя и апперцепцию другого»[2].

Хайдеггер:
ОПФ
«Интенциональность основана в трансценденции Dasein и возможна единственно на ее основе»

«Для Гуссерля феноменологическая редукция... есть метод возвращения феноменологического взгляда из естественной установки... человека к трансцендентальной жизни сознания и его ноэтико-ноэматических переживаний, в которых объекты конституируются как корреляты сознания. Для нас феноменологическая<126> редукция означает возвращение феноменологического взгляда из определенного в каждый момент схватывания сущего к пониманию бытия (проектированию на способ его несокрытости) этого сущего»

в письме Гуссерлю
«сущее в смысле того, что Вы называете «миром» в своем трансцендентальном конституировании, не может быть прояснено через возвращение к сущему того же самого вида бытия. Но при этом не сказано о том, что составляет место трансцендентального,.. но как раз возникает проблема: каков вид бытия сущего, в котором конституируется «мир»? Это центральная проблема «Бытия и времени», т. е. фундаментальной онтологии Dasein»


замечание
в действительности субъект чаще всего не разделяет вещь и представляющий ее объект, воспринимая их и действуя с ними как с одним целым сквозь представление, но при затруднении объект актуализируется, отделяясь от вещи и становится предметом мысленного, а не физического действия, при этом моторные реакции тормозятся

---------
цитаты из

Виктор Игоревич Молчанов
Время и сознание. Критика феноменологической философии
§ 3. ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ У Э. ГУССЕРЛЯ И М. ХАЙДЕГГЕРА
Tags: Гуссерль, Хайдеггер, интенциональность, феноменология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments