Книга 1. СПб: ИИМК РАН, 2012, с. 122-126
ИЗ СТЕПИ – В ПУСТЫНЮ:
РАННИЕ ЕВРОПЕОИДЫ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА ПО ДАННЫМ ГЕНЕТИКИ И АНТРОПОЛОГИИ
А.Г. Козинцев
Происхождение европеоидов, живших в бассейне Тарима в эпоху бронзы (на рубеже III и II тыс. до н.э.) и известных нам не только по костным, но и поестественно-мумифицированным останкам, остается загадкой. Согласнопреобладающему мнению, это самая восточная группа индоевропейцев, языккоторой принадлежал либо к тохарской (Mallory, Mair 2000: 314, 318; Кузьмина2010: 94), либо к иранской группе (Mair 2005: 15). Выбор осложняется тем, что ихкультура, несомненно, европейская по происхождению, не является ниафанасьевской, ни андроновской (Молодин, Алкин 1997; Mallory, Mair 2000).Прекрасная сохранность мягких тканей у мумий позволяет сузить областьпоисков первичного очага миграции, ограничив ее Европой. Действительно, родина светловолосых людей не могла находиться на Ближнем Востоке, вСредней Азии или в Закавказье. Речь идет о той самой «белокурой расе вЦентральной Азии», существование которой более 80 лет назад постулировал Г.Ф.Дебец (1931), сопоставив свидетельства китайских источников и портретныеизображения с данными о тагарских черепах.О европейской, а не ближневосточной, локализации первичного очагамиграций европеоидов на восток в бронзовом веке свидетельствуют и результаты,полученные палеогенетиками (Keyser 2009). Жители восточноевразийских степейбронзового и раннего железного веков в своем большинстве были не только
2
светловолосыми, но и голубоглазыми, о чем свидетельствует ДНК,экстрагированная из костных образцов. Согласно данным о генах,контролирующих пигментацию, у четырех андроновцев из семи были светлые илисмешанные оттенки глаз, а двое из трех остальных жили в бассейне Чулыма, гдевероятна монголоидная примесь. Вдобавок у одного из них Y-хромосомаотносилась к восточноевразийскому типу С. У остальных она принадлежала ктипу R1a1a (M17), считающемуся маркером миграций индоевропейцев из Европыпо степям на восток (на Ближнем Востоке она редка). К тому же, древняяевропеоидная примесь в современных группах Южной Сибири, Казахстана иЦентральной Азии, как правило, сопровождается депигментацией.Та же хромосома R1a1a обнаружена у всех семи мужчин, погребенных вдревнейшем могильнике долины Тарима – Сяохэ (Малая Речка, или «Кладбище №5»)
1
западнее оз. Лобнор. Его калиброванная радиоуглеродная дата – 1980 г. дон.э. (Li et al. 2010). Но мтДНК у большинства захороненных (пяти мужчин идевяти женщин) принадлежала к восточноевразийской гаплогруппе С4, которая умонголоидов Сибири встречается чаще, чем у монголоидов Центральной иВосточной Азии. Лишь у двух женщин встречены западноевразийские (восновном западноевропейские) гаплогруппы H и K. Таким образом, отцы всехзахороненных мужчин имели европейское происхождение, а матери их ибольшинства женщин – сибирское. Это самый ранний и неоспоримый примерметисации пришельцев из Европы с аборигенками Сибири. Подобная картинасвидетельствует о начальной стадии смешения, когда пришельцы – в основноммужчины – вступают в контакты с местными женщинами. В данном случае этопроизошло, видимо, еще до переселения в Восточный Туркестан и, подобноязыковым параллелям между тохарскими и финно-угорскими языками (Иванов1992), указывает на северный, а не южный путь заселения Синьцзяна.
1
Ф. Бергман, впервые раскопавший могильник в 1934 г., назвал его «МогильникЭрдека» по имени проводника-уйгура.
3
Однако мтДНК людей, захороненных на могильнике Гумугоу (уйгурское егоназвание – Кявригуль), который расположен поблизости от Сяохэ, но отличаетсяот него по культуре, хотя и датирован практически тем же временем(калиброванная дата – 1800 г. до н.э.), имеет чисто европейское происхождение иникаких следов смешения мигрантов из Европы с аборигенками Азии не несет(Cui et al. 2009). Интерпретация этой непростой картины – дело будущего.Итак, Восточный Туркестан заселялся не из Средней Азии по пути,совпадающему с Великим шелковым путем позднейших эпох, а с севера, изстепей. Первичный очаг миграции, вне всякого сомнения, находился в Европе.Вторичный очаг локализовать сложнее. Для решения этой задачи наиболееинформативными оказались данные краниологии. Черепа из Гумугоу былиизучены Хань Кансинем по принятой в российской антропологии программе (Han1986)
2
. Северные (cтепные) связи данной группы, отмеченные им на уровнетипологических определений, были подтверждены статистическимиисследованиями других китайских антропологов (He et al. 2003). Материал этотхорошо известен российским специалистам (Алексеев 1992; Чуев, Китов 2007;Солодовников 2010).Анализ большого массива данных с территории Евразии показал, что группаиз Гумугоу не обнаруживает близких афанасьевских параллелей и ближе всего кдвум группам из андроновских (федоровских) могильников в ВосточномКазахстане и на Рудном Алтае (Козинцев, 2009).
3
Смежность этих территорий с
2
Серия из Сяохэ, насколько мне известно, пока не опубликована. В 2008 г. в 700км к западу от Сяохэ был обнаружен могильник Бэйфан («Северный»), вкультурном отношении очень близкий, но возможно, несколько более ранний.Сведения о других памятниках эпохи ранней бронзы см.: Baumer 2011.
3
Вывод Б. Хемпхилла о сходстве серии из Гумугоу с группой из Хараппы(Hemphill, Mallory 2004) противоречит очевидности и объясняется очень малымчислом привлеченных им групп и признаков, небрежным обращением с данными(приведенные в указанной статье измерения не совпадают с цифрами Хань
4
Синьцзяном убеждает в неслучайности сходства и доказывает, что ВосточныйТуркестан заселялся через Джунгарские ворота или по долине Иртыша. То, чтовосточные андроновские могильники значительно позже, чем Гумугоу, не можетслужить решающим аргументом против такого предположения, так какближайшие краниологические параллели двум восточно-андроновским сериямобнаруживаются в материалах степных культур Восточной Европы и СеверногоКазахстана III и начала II тыс. до н.э. – ямной, катакомбной, полтавкинской,потаповской, петровской и др. Не исключено, впрочем, что имела место обратнаямиграция – из Восточного Туркестана на север. Если это предположение верно, товторичный очаг миграции ранних европейцев в Китай установить не удается.Н.А. Дубова (2008) обнаружила для серии из Гумугоу еще более близкуюаналогию, однако еще более позднюю – группу конца бронзового века (XII-XI ввдо н.э.) из Дашти-Казы в долине Зарафшана (Ходжайов 2004). К.Н. Солодовников(2010) усмотрел в этом подтверждение гипотезы о том, что прототохары занималиобширные территории Средней Азии. Но люди из Дашти-Казы не былиаборигенами данного региона. Об этом свидетельствует и их пришлая культура,относящаяся к кругу культур степной бронзы, и их физический тип, почти ненаходящий аналогий в Средней Азии
4
, зато сходный с типом жителей степей илесостепей, в частности, федоровцев Рудного Алтая, алакульцев Южного Урала исинташтинцев Зауралья. Возможно, между группами из Гумугоу и Дашти-Казысуществовала прямая связь, вызванная миграцией из Восточного Туркестана вСреднюю Азию либо северным путем через Семиречье (позже, как известно,такой путь проделали юэчжи, спасаясь от сюнну), либо по южному маршруту,Кансиня), а, возможно, также идеологическими причинами (В. Майр, личноесообщение).
4
Единственное исключение – группа эпохи ранней бронзы из Пархая II в ЮжномТуркменистане (Громов 2004), также изолированная на среднеазиатском фоне иобнаруживающее степное тяготение.
5
совпадающему с Великим шелковым путем. Так или иначе, для пониманиягенезиса раннего населения бассейна Тарима группа из Дашти-Казы не даетничего.К сожалению, у нас пока нет антропологического материала, относящегося кеще одной культуре Синьцзяна эпохи ранней бронзы – чемурчекской (кэрмуци).Археологические факты указывают на то, что ее появление в Джунгарии и впредгорьях Алтая могло быть вызвано прямой миграцией из Западной Европы(Ковалев 2011). Действительно, мтДНК из костей мужчины и женщины,захороненных в чемурчекском кургане Айна-Булак в Восточном Казахстане,принадлежала к западноевразийским гаплогруппам H и T (Куликов 2004).К чемурчекской культуре близка елунинская культура Верхней Оби. МтДНКтрех младенцев с елунинского поселения Березовая Лука относилась квосточноевразийским вариантам, в частности, к гаплогруппе А (Там же). Женскиечерепа елунинцев также обнаруживают некоторый восточный сдвиг, тогда какмужские отчетливо европеоидны (Солодовников, Тур 2003). Та жезакономерность проявляется по данным о черепах из погребений окуневского типа(«чаахольских») на могильнике Аймырлыг в Туве (Там же). Она же выявлена и по результатам генетического анализа материалов из Сяохэ (см. выше). Все это, по-видимому, свидетельствует о том, что процесс метисации находился всравнительно ранней стадии.По моим данным, мужские елунинские черепа ближе всего к алакульским изЮжного Приуралья, на втором месте – параллель с «окуневской» (чаахольской)группой из Тувы, что подтверждается археологическими материалами. Чаахольцыже Аймырлыга близки не только к южноуральским алакульцам, но и к некоторымгруппам III тыс. до н.э., в частности к ямной с р. Ингулец и раннекатакомбной с р.Молочной. Возможная роль последних двух групп как возможных свидетельствпродвижения ариев из Европы на восток уже обсуждалась мною (Козинцев 2009).Если привлечь зарубежные серии, изученные, правда, по неполной программе, то
[ читать дальше ]