az118 (az118) wrote,
az118
az118

Михаил Васильевич Нестеров. «Лисичка». 1914 г.

Оригинал взят у rusnar в Михаил Васильевич Нестеров. «Лисичка». 1914 г.
Оригинал взят у watanabe_cdg в Михаил Васильевич Нестеров. "Лисичка". 1914 г.

Николай Николаевич Третьяков
Из книги "Образ в искусстве"

Михаил Васильевич Нестеров. ''Лисичка'' 1914
Михаил Васильевич Нестеров.
"Лисичка". 1914 г.
Холст, масло. 101 х 127 см.
ГТГ


У М.В. Нестерова есть картина «Лисичка». Ее первоначальное название «На земле мир, в человецех благоволение». «Тема тоже старая и давно намеченная, — писал художник А.А. Турыгину, — где-то на «Рапирной горе», в «Анзерском скиту», на севере, у Студеного моря, живут Божии люди, старцы. Вот они сидят трое, ведут тихие речи... Мирно, не спеша живут Божии старцы. Кругом их в лесу поют птицы, прыгают лесные звери, вот совсем близко выбежала на них лиска — лиса, значит. Не боится она старцев, и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются. Таково прекрасно сотворен рай земной, воистину — «В человецех благоволение»!..».

Старцы изображены сидящими у алтарной стены церкви на маковце высокой горы, откуда обозреваются леса и воды. Композиция картины спокойна. Движение в ней почти отсутствует, во всем угадываются мотивы, созвучные и русскому искусству, и удивительной природе северного края нашей земли.

В своем рассказе о замысле картины Нестеров, очевидно, не случайно кроме «Рапирной» (Секирной) горы вспоминает и Анзерский скит, расположенный на соседнем с Соловецким острове. В самом начале XVIII века сюда пришел отец Иоанн, бывший духовник Петра I, в схиме Иисус. Он взошел на гору и основал Голгофо-Распятский скит. Там им была срублена деревянная, а затем на ее месте возведена каменная церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Позже немного выше построили храм в честь Распятия Христова. По преданию, именно на этом месте подвижнику явилась Божия Матерь вместе со св. Елеазаром Анзерским. Богоматерь поведала, что здесь будет место духовного подвига и мученичества, с неисчислимым множеством могил, и нарекла гору Голгофой.

Когда Нестеров писал картину, смысл пророческих слов был еще не ясен. Ранней весной паломницы собирали здесь первые ярко-синие незабудки. Цветы появлялись в этом месте, украшая его как будущее братское захоронение соловецких узников. В 1920—1930-е годы в Голгофо-Распятском скиту располагалась лагерная больница.

Украшается та земля цветами и ныне каждую весну. На вершину Голгофы сейчас ведет дорога, кое-где бережно выложенная камнем. Эта дорога производит неизгладимое впечатление. Она то поднимается, охватывая склоны горы, и тогда открываются лесные и голубые, сливающиеся с небом морские дали, то снова спускается вниз к болотам, именуемым здесь светлыми радами, с редкими деревцами и зарослями пахучего багульника. Летней порой земля благоухает и ласково светится глазами озер. Белая церковь со свечой колокольни видна отовсюду, но подъем к ней крут.

Пройти этот путь восхождения от земли к небу и есть главная, конечная цель жизни каждого художника.

Николай Николаевич Третьяков
Из книги "Образ в искусстве". 2001 год.
Издательство: Свято-Введенская Оптина Пустынь
Tags: единство, живопись, земля, искусство, небо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment