az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

Барроко & Просвещение vs Романтизм

киножурнал "Хочу все знать", конечно, был замечательным детским образовательным проектом, но для эпохи сов.модерна.

с конца 60-х гг прошлого века обозначилась тенденция поступать с модерном также, как основатели модерна в начале 17 века - Ф.Бекон, Декарт и более мелкие деятели - поступили с премодерном - разрушать, объявив его (тогда премодерна, а в конце 20-го века уже модерна) ценности предрассудками и мифами в негативном смысле.

Отличие в том, создатели Нового времени имели свой проект - деистический рационализм: Бог создал мир и ушел на покой, и потому никакого Спасителя ждать не приходиться, сл-но, спасаться надо самим, познавая мир, коий есть совершенный механизм, и его порядок и овладевая природой, для чего человеку дан разум.

Этот проект в области искусства и архитектуры развернулся в барроко, а в философии и науке в Просвещение, общим стержнем с барроко имевшем идею Архитектора Вселенной, отрицавшую ценность героизма как неразумного варварства в пользу расчетливой разумности, против чего в конце 18 века возникла реакция Романтизма, реактуализировшего Данте как выразителя героического трагизма бытия, которому были близки поздний Пушкин с конца 1820-х и Николай I. Весь 19 век в России шла скрытая борьба романтиков с прогрессистами-масонами и либералами.

Однако отрицатели модерна отрицают и героическое, и разумное в пользу индивидуальной свободы инфантилов
Tags: Новое Время, Просвещение, Пушкин, Россия, империя, романтизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments