на конференции «Портовая логистика-2016». Тема «Шелкового пути» чрезвычайно популярна сейчас. Интерес к этой китайской... [...читать дальше...]
Фактически инициатива «Один пояс, один путь» является одним из вариантов ответа вполне конкретных кругов в руководстве Китая на целый ряд системных вызовов, которые встали перед КНР на данном этапе развития.
К этим вызовам можно отнести:
- замедление темпов роста ВВП страны, в частности связанное с падением спроса на китайские товары и снижением их конкурентоспособности (в частности из-за роста стоимости рабочей силы);
- продолжение нарастания экологических проблем, связанных с форсированным развитием промышленности;
- серьезностью диспропорций между развитием прибрежных провинций Восточного Китая и развитием провинций Центрального и Западного Китая;
- создание Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) и ведущиеся переговоры по созданию Транс-Атлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) которые имеют, среди прочих смыслов, очевидную антикитайскую направленность.
Есть и еще один аспект — на сегодняшний день, Китай является крупнейшим энергоимпортером в мире, однако транспортировка необходимых Китаю энергоносителей осуществляется, в основном, морем, которое контролируется военно-морским флотом США (Китай только приступил к формированию флота ближнего моря и до сих пор не имеет океанского ВМФ).
С учетом этих реалий, Китай начал формировать сеть магистральных газо‑ и нефтепроводов для снабжения себя энергоносителями по суше, однако, события последнего времени показывают, что политическая ситуация в бедных и слаборазвитых транзитных странах, через которые проходят эти трубопроводы, может быть легко дестабилизирована при помощи «цветных» технологий.
В этих условиях создание и экономическое развитие единого евроазиатского экономического пространства:
- создает и развивает новые рынки сбыта для китайских товаров;
- дает толчок развитию Центрального и Западного Китая (которые территориально расположены более близко к этим новым рынкам);
- позволяет вывести в слаборазвитые страны вредные производства с территории Китая;
- позволяет снова задействовать высвобождающиеся строительные и машиностроительные мощности в транспортной сфере;
- способствует стабилизации ситуации в транзитных странах через их экономическое развитие;
- дает возможность генерировать часть китайского ВВП за пределами Китая и повысить конкурентоспособность этой генерации развивая ее на основе более дешевой рабочей силы слаборазвитых стран;
- позволяет объединить, на экономической основе, в единое с Китаем пространство большую часть крупных политических оппонентов США, таких как Россия, Иран, Пакистан.
[...читать дальше...]