мы знаем, как Анатоль любит французов (которых мы терпеть не могем, ибо лягушатники) и его сопоставление Достоевского в один ряд с Бальзаком и Флобером (можно еще добавить англосаксов Диккенса и Таккерея) как проявителями психосоциальных язв низших и средних слоев победившего в Европе и уже тогда победно шествующего по России буржуазного промышленно-городского общества во многом верно.
однако вывод Анатоля о том, что сие будто говорит "Достоевский - европеец, играющий в европейское самоотрицание", да еще на основании шляхетского происхождения ФМД, глубоко ошибочен, ибо, во-первых, феномен шляхетства, будучи сарматским, т.е. степным, наследием слишком амбивалентен, чтобы быть европейским (здесь вообще родство средневекового рыцарства, подвидом коего было шляхетство, со среднеазиатскими катафрактариями и рыцарей до эпохи Возрождения нельзя считать европейцами, но токмо воинами Христовыми, беспощадными к врагам веры и милосердными к павшим и сирым), и как таковой связан с широким и высоким простором, характерным для русского пространства (как и для Речи Посполитой, возникшей на русских землях, вернувшихся в Россию за 100-200 лет до ФМД) и, во-вторых, англо-французы не создали ничего подобного ни "Легенде о Великом Инквизиторе", ни "Фаусту" Гёте, влияние которого на ФМД очевидно (как и на Ницше, с которым ФМД часто сравнивают и который также играл как филолог ("мы - филологи") с читателем, но с противоположной, антихристовой, стороны, пока игра не поглотила его).