Романчук А.А.
Происхождение клятв русов «оружьем и обручьем»:
славянские, германские и кельтские параллели
Происхождение клятв русов X в. «оружьем и обручьем» рассматривается методом сравнительного анализа германской и славянской традиций. Показано, что у различных славянских народов была клятва оружием. В том числе и у тех (сербов, болгар, словаков, чехов), где ее никак нельзя объяснить скандинавским влиянием. Клятва оружием фиксируется и у кельтов. Сопоставление славянской и германской клятв оружием показывает наличие радикальной разницы между ними в ключевых смысловых и обрядовых нюансах. Клятва русов оружием ближе как раз к славянской традиции.Клятва на кольцах представлена в славянской традиции при обручении – и, анализ лингвистических и этно-графических данных позволяет говорить о ее праславянском происхождении. А также предполагать, что она пред-ставляет собой реминисценцию существовавшей в до-христианское время у славян клятвы на кольцах и в иных контекстах. Использование кольца при обручении у кельтов и римлян, а также клятва кельтов на torques (шейной гривне) позволяет думать, что и клятва на кольцах была характерна для многих индоевропейских народов.
Сопоставление же клятв русов «обручьем» и германской традиции клятв на кольцах позволяет заметить нали-чие важного обрядового отличия между ними: русы клянутся «обручьем», слагая его с себя – тогда как скандинавы (и вообще германцы) клянутся на алтарных кольцах, одевая их специально для клятвенной церемонии. Вероятно, клятва русов «оружьем и обручьем» сложилась как раз в результате их длительного взаимодействия со славянами.
дальше
- Романчук А.А. Происхождение клятв русов «оружьем и обручьем»
( Leave a comment )