?

Log in

No account? Create an account

...над гнездом...

Loadour Earrowwing

Previous Entry Share Flag Next Entry
Люди эпохи Возрождения
red dragon
az118

Люди эпохи Возрождения

(swamp_lynx)


Запад с капитализмом выросли из морской торговли, ростовщичества и индивидуализма в городской среде западного приморского города и, да, когда черная смерть 14 века сломала традиционное общество.

"Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения явилось становление буржуазного индивидуализма. В эту эпоху "с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым". Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма и даже подчас хищничества, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы "потусторонние" у него не остается ни времени, ни сил."

"Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, это - кипучие натуры, которые и вокруг себя создают поле высокой духовной и деловой напряженности, постоянно учащают пульс жизни. Такая личность требует для себя права свободно мыслить и устраивать жизнь сообразно своим потребностям. У нее появились досуг, создаваемый обеспеченностью, свобода, а вместе с ними вкус к комфорту, земным благам. Ренессансный человек красив сам и любит окружать себя красивыми вещами. Планка эстетических ценностей резко поднялась верх.

И в то же время это личность весьма противоречивая: она окружена массой врагов, завистников, конкурентов, она постоянно интригует, лавирует, хитрит, она вся в напряженной борьбе - против конкурентов, политических партий и др. В этой борьбе человек предельно целеустремлен и далеко не безгрешен. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами - в ход идут подкуп, коварство, вероломство, яд и нож. Утонченный и вежливый в узком кругу высокообразованных друзей-гуманистов, он беспощаден к своим врагам и побежденного не жалеет. Решающие критерии его поступков не моральные, а беспринципно прагматические - личный успех, выживание и самоутверждение. Универсальным правилом жизни становится абсолютный, голый эгоизм. В "посюстороннем" мире ренессансный индивид никого и ничего не боится. Не боится даже Бога, хотя он и не атеист. Он просто живет "на свой страх и риск". Для него нет моральных авторитетов. Таким образом, ренессансный индивидуализм требовал не только замены старых моральных норм новыми, но и минимизации роли моральной регуляции в социальном общении.

Индивидуализация личности есть вместе с тем и атомизация общества. "Социальное пространство" становится однородным и анизотропным полем индивидуальных воль, ареной их взаимодействия и общения. Самоидентификация личности в таком "социальном пространстве" может быть осуществлена только по отношению к другим конкретным индивидам, в связях с ними. Бытие индивида все более осознается как совокупность множества отношений с другими индивидами. На мировоззренческом уровне формируется убеждение, что не свойства и субстрат вещи, а отношения вещей составляют их сущность. Мир - это прежде всего отношения вещей."

Originally posted by az118 at О природе и эволюции гуманизма
Гуманизм, как известно, появился на свет сразу в позднеантичной маске итальянского Возрождения в условиях кровавого политического хаоса и торгово-сексуального разврата Римской Католической Церкви, к 14 веку наконец-то одолевшей Империю, созданную северными варварами - германцами, - вызвав контрреакцию у последних в виде протестантизма и Реформации, повлекшей столетнюю религиозную войну, убившую треть населения Германии и завершившуюся в середине 17 века распадом Империи и началом экспансии и торжества капитализма - масштабной колонизацией Америки, Африки и Азии с реставрацией системного рабства и работорговлей, ВФР, декларациями прав и свобод, "Весной народов", революциями, меньшевиками и большевиками, мировыми войнами, деколонизацией с миграциями и прочими плодами прогресса.

Красота быть может и не спасет мир, но гуманизм его точно прикончит.

См. статью Блока 1919 года о крушении гуманизма, который пройдя две мировые и дюжину масштабных гражданских войн оказался весьма живуч, заставив Хайдеггера в 1946 году написать Карлу Ясперсу ответ - "Письма о гуманизме".

Собственно, гуманизм представляет собой невротическую реакцию массовых бессознательного и сознания в эпоху массового природного или антропогенного террора, разрушающего традиционное общество и выводящего на поверхность городских масс человеческое субъекта-индивида сначала в образе титана, а в конце просто непрекрытой голой обезьяны.

На стороне красоты - гармонии земли и неба и верности своему предназначению - архаичные Греция и Рим, Пифагор и Платон, Фридрих Барбаросса и Фридрих Второй, Андрей Боголюбский и Иван Грозный, Пушкин и Николай Первый, Достоевкий и Константин Леонтьев, исторические Китай и Япония.

Человек в самом деле мера всех вещей, но не сам по себе и не для себя, а в длани Неба и для Неба.


Андрей Игнатьев. Окно в другой мир

Иконопись и живопись не совпадают не только по контексту (икона становится артефактом искусства только будучи перенесена из храма в музей), но и по адресату: будучи наследницей фаюмских портретов, икона адресована "наверх", её привилегированными зрителями являются те, кто уже удостоен жизни вечной и взирает на соответствующие артефакты "оттуда", отсюда пресловутая обратная перспектива, тогда как живопись адресована профаническому зрителю, взирающему на её артефакты "отсюда", из земной юдоли

Метафора "окна в иной мир" остаётся валидной в обоих случаях, "окном" в обоих случаях является граница изображения, которая так и называется "рама", но вот "иной мир" иконы принципиально отличен от такового же живописи: в первом случае мы через это окно наблюдаем трансцендентный мир священного, во втором ту же профаническую реальность, в которой существуем мы сами, только какое-то такое место, где нас физически нет, оно недоступно или осталось в прошлом.

Местом и временем транзита от иконописи к живописи, очевидно, является итальянское искусство дученто: уже не иконопись, ещё, строго говоря, не живопись, отсюда, не исключаю, особое значение, которое в искусстве этого периода получает стенная роспись.





  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

  • 1