az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

против дуализма - 2

Дуализм - это представление о том, что в основании мира находятся два не имеющие ничего общего противополжных начапа, чаще всего антогонистичных, и каждое сущее и существо имеет характер преобладающего в нем начала.

еще в 6 веке до н.э. у греческих натурфилософов, в основном ионийцев, никакого дуализма не было. Видимо первыми дуалистыми были атомисты (полнота атомов - пустота пространства), затем тема дуализма становится доминирующей в греческой трагедии, а из нее переходит к софистам и Сократу, его великому ученику Платону (вечные идеи - текучая материя) и ученику того - Аристотелю (неподвижный формирующий ум - подвижная бесформенная материя), от которого через христианских теологов и схоластов к Декарту и Новому времени (мыслящий дух - протяженная материя).

у Аристотеля (Метафизика) два типа усий - индивидная и родо-видовая - и два типа бытия - потенциальное=незавершенное и актуальное=завершенное

в обычных вещах соединены индивидно-родовая форма-действительность как некая завершенность и индивидно-родовая материя-возможность как какая-то не завершенность

но у А все формы восходят к перво-форме как единству перво-действующей (оформляющей) и перво-целевой (высшее благо) причин, лишенной материальности абсолютной действительности - совершенному богу-уму, ибо если бы бог был материальным, то он имел бы в себе потенциальное бытие, т.е. не завершенность-недооформленность, и не был бы совершенным.

а все частично оформленные материи нисходят к перво-материи как перво-возможности, полностью лишенной какой-либо оформленности, ибо поскольку всякая форма происходит от перво-формы имматериального бога, то как-то оформленная перво-материя не была бы первой

таким образом, у А два перво-начала=перво-причины всех вещей и космоса в целом:

- имматериальный и деятельный бог-творец;
- аморфная и инертная перво-материя.

но как бог-ум может оформлять абсолютно чуждую себе материю, а та воспринимать оформляющее воздействие ума, не имея с ним ничего общего? ответ - никак!

а между тем у них все же есть нечто общее - действие!

именно оно и есть истинное перво-начало, причем дуальное: с одной стороны оно потенциальное, а с другой - актуальное.

дуализм это как бы две односторонние монеты, которые не возможно сцепить из-за полного отсутствия точек соприкосновения .

а дуальный монизм - одна полноценная монета с двумя сторонами.

т.о., бог-ум и материя - две противоположные стороны - бытие-действительность (сущее) и бытие-возможность (сущность) - одного начала - действия
Tags: Аристотель, дуализм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments