Некоторые проблемы в происхождении германцев
Культура боевых каменных топоров, мало кто о ней не слышал. И она считается прародительской культурой, из которой впоследствии выделятся – германцы, балты и славяне.
Близость германских, славянских и балтских языков вряд ли у кого вызывает серьёзные возражения. И вроде, как и доказывает происхождение этих народов от единой общности. А.Г. Кузьмин отмечает: “…представление о существовании германо-балто-славянской общности вытекало из общего представления о членении индоевропейского праязыка. Такой точки зрения придерживались, в частности, в середине XIX в. К. Цейсс, Я. Гримм, А. Шлейхер. В конце XIX в. под влиянием теории двух диалектных групп индоевропейских языков — centum и satem — балто-славянские и германские языки оказались в разных группах. Со временем число мнений и способов объяснения одних и тех же фактов значительно возрастало. Во-первых, не все лингвисты признают компаративистское языкознание. Во-вторых, не все компаративисты признают правомерность деления индоевропейских языков на две диалектные группы, в-третьих, разные учёные неодинаково объясняют хронологическую глубину и природу тех или иных языковых явлений. И, конечно, лингвисты в разной мере используют археологические, антропологические и этнографические данные”.
Болгарский учёный В. Георгиев отстаивал существование общего праязыка германо-балто-славян. Его видение ситуации состояло в том, что с балто-славянскими языками он связывал готский язык. Однако нельзя не учитывать, что этот язык существовал и развивался в окружении инородных на протяжении нескольких столетий и распространять данные на прагерманский довольно проблематично. Многие схождения и соответствия вполне могут быть объяснены с точки зрения взаимодействия языков в приграничном состоянии.
Н.С. Чемоданов и Ф.П. Филин пришли к противоположным выводам, согласно которым контакт германцев и славян произошёл поздно и не раньше первого тысячелетия н.э. И самое интересное состоит в том, что аргументированно возразить им трудно. И эта их теория ставит под сомнение территорию формирования германцев, которая связывается с их современным проживанием.
Однако как бы не считали специалисты имеем то, что имеем. Для периода индоевропейского языкового единства характерны, прежде всего:
- морфологические, т.е. фонетические и грамматические соответствия (например, dh в санскрите соответствует th в древнегреческом, d - у германцев, балтов и славян; bh в санскрите – ph в древнегреческом, f – в латыни, b - германцев, балтов и славян; окончание, включающее –t, характерно для глаголов в третьем лице единственного числа настоящего времени (санскритское bharati, древнегреческое pheretai, латинское fert, германское bringt, русское «берет») и т.д.
Как видим, только начав разбирать характерные признаки и соответствия в языках сразу бросается в глаза не только близость, но и определённое единство в языке германцев, балтов и славян.
В современной научной литературе период выделения диалектов индоевропейского языка сдвигается в VI-VII тысячелетия до н.э. Например, согласно известной методике глоттохронологии, предложенной Греем и Аткинсоном, диалекты предков хеттов, лувийцев и палайцев начали оформляться 8700 лет тому назад! К тому же за прошедшее тысячелетия языки постоянно развивались и изменялись. Тот же русский язык каждое столетие теряет от 20 до 30 устаревших или вышедших из употребления слов. Появляются или заменяются новые слова, или же происходит заимствование из других языков. Это постоянный процесс и остановить его не удастся даже самым ярым приверженцам сохранения чистоты языков.
Прагерманцы всегда связывались с культурами шнуровой керамики и мегалитов. Однако в последнее время их отношение к этим культурам стоит под большим вопросом. Основной аргумент, отсутствие германской топонимики на исходной территории. И их не могут отыскать ранее последних веков до н.э. Делается предположение о проживании здесь иного индоевропейского населения. А по германцам ставится вопрос: пришли они с севера или с юга? А в самой Германии вполне серьёзно задаются вопросом: “А германцы ли мы?”. В связи с этим пока только запомним, что в тохарском языке лингвистов поразило слово «лахс» (лосось). Слово это считается саамским, германским и балтским и свидетельствует о контактах предков тохар с упомянутыми народами где-то в районе Финского залива. При этом в одной из статей о Сейминско-турбинском межкультурном феномене мной отмечались признаки тохарского происхождения этой группы, а на последнем этапе существования о проникновении в южные районы Скандинавии. При этом версию Л. Клейна о фатьяновском происхождении тохар пока следует отложить в сторону, но полностью не отвергать. Для уточнения Л. Клейн имел ввиду фатьяновцев балановской группировки, которые в одной из статей мной соотнесены с прагерманцами.
Известные версии происхождения германцев, такие как легенда о прибытии саксов вместе с ругами и пруссами на трёх кораблях с места прежнего пребывания, с Троянской войны или как осколок армии Александра Македонского. Норманны ведут своё происхождение, согласно сагам, из Азии. На протяжении 20 поколений они продвигались в страну саксов. Другая версия гласит приход норманнов с берегов Дона во 2 веке. Исторически известны проникновения на Рейн в это время ираноязычных племён роксоланов и аланов. Кузьмин указывает их как «русы-тюрк». Норманны захватившие ряд французских территорий (сейчас Нормандия) в 10 веке считали эти земли своей прародиной, об этом в 12 веке отмечено в «Хронике герцогов нормандских”, - составленной в XII в. по заказу потомка герцогов - Генриха II Бенуа де Сент-Мор.
Получившее распространение на северо-западе Европы имя Алан и Алдан (кельтический вариант этого же имени), также связывают с аланами. А понятие асы связывается с самоназванием алан – ясы, грузинские источники называют осами (осетины современности). Широкое распространение получило также понятие «асы» как своего рода высшая категория норманнов и даже божества. А это - самоназвание алан Подонья, которых русские летописи и венгерские источники именуют ясами. В связи с этим совсем уж не фантастической выглядит легенда о государстве на территории России с центром в городе Шуя, носившем название Русясска и имевшее истоки от тех же племён ясов.
В.Н. Даниленко говоря об индоевропейском языковом ареале, выделяет племенные образования азово-черноморской линии развития. Эти племена в энеолите локализуются им в Предкавказье, Крыму, в областях Северного Причерноморья и Приазовья. От них согласно ему и происходят германо-балто-славянская, греко-армяно-фракийская и индоиранская группы языков. Не касаясь ряда деталей в этой конструкции, таких как объединение фракийцев с греко-армянами, её можно принять.
Т.И. Алексеева и В.П. Алексеев отмечая прародину германцев и славян, считают, что “обе тяготели больше к южным и центральным, а не к северным районам центральноевропейской области”. Самые близкие родственники германцев оказываются фракийцы, в Младшей Эдде это отправной пункт переселения германцев. И связываются германцы с культурой ленточной керамики. И только примерно в 600 году до н.э. появляется, несомненно, германская ясторфская культура, находившаяся в приграничье с кельтскими культурами.
А.Г. Кузьмин отмечает: “Для выяснения вопроса о ранних славяно-балто-германских связях имеет значение событие, происшедшее примерно в III в. до н. э., когда группа ясторфских племен продвинулась за правобережье Одера в глубь территории поморской культуры. …позднее племена эти были оттеснены назад племенами оксывской культуры. …В ходе длительного взаимодействия ясторфские племена подверглись влиянию местного населения, хотя и сохраняли в основном свой язык. Все это может иметь самое непосредственное отношение к формированию такой специфической ветви германцев, как готы и родственные им племена, двинувшиеся вначале н. э. к Причерноморью. Но в Прибалтике германцы непосредственно контактировали, по всей вероятности, не со славянами и не с балтами, а с венедами, язык которых остаётся пока величиной искомой”.
В то же время Долгова, говоря о германо-балто-славянских языках, отмечает: ”Не подлежит сомнению значительная близость этих языков с древнейших времён не только в области фонетики и грамматики, но и словарном составе - самой подвижной части языка”.
Говоря о самоназвании германцев, следует признать, что название германцы не является их исходным. Ю.К. Кузьменко в связи с этим отмечает: “Мысль о том, что название свебы могло быть исконным самоназванием всех германцев, впервые высказал Лайстнер, который вслед за Гриммом и Цейсом считал названия Suebi и Suiones однокоренными c р.: « Suebi с одной стороны и suionum civitates с другой стороны М are Suebicum указывают на древнее общее название нашего народа, двойная форма которого свидетельствует о разделении на скандинавских и континентальных германцев» ( Laistner 1892: 39–40)34”.
Этот рисунок представляет ещё одну из версий локализации индоевропейских диалектов в период их разделения. Согласно которой миграция балтославянских племён культуры боевых топоров (2900-2300) в область культуры шаровидных амфор привела к отрыву населявших её племён западной группы от итало-кельтов и возникновению собственно германского наречия, вошедшего таким образом вместе с балто-славянским в северную новообразовавшуюся ветвь индоевропейской языковой семьи.
Ю.К. Кузьменко в своих работах указывает на очень большую схожесть германского языка с языками итало-кельтов и балто-славян. Что в принципе неудивительно из предположения пограничного состояния прагерманцев как одной из приграничных ветвей с другой. “Ареал распространения соседних с протогерманским протобалтийского и протославянского языков соответствует ареалу наибольшей концентрации распространения гаплогруппы R1a, а ареал распространения протоиталийского и протокельтского соответствует ареалу распространение гаплогруппы R1b. Соответственно, в германоязычном ареале процент распространения R1b убывает с запада на восток, а R1a – с востока на запад. Территория современной Германии и Скандинавии оказываются местом встречи двух идущих навстречу друг другу потоков генетических и языковых признаков. Причём оказывается, что лингвистическая картина с чуть большим количеством германо-балто-славянских и германо-балтийских инноваций по сравнению с германо-итало-кельтскими и германо-балтийскими более соответствует распределению R1a и R1b в Скандинавии, где процент R1a выше, чем в Германии. Эти данные могут свидетельствовать о справедливости традиционного представления о северной Европе, как об очаге формирования протогерманского”, - отмечает Ю.К. Кузьменко.
В итоге из всего этого винегрета можно вычленить следующее: прагерманцы являлись юго-восточной ветвью культуры боевых топоров, их выделение началось в середине 2 тыс. до н.э. в районах Северного Причерноморья, возможно Волго-Донского междуречья. Об этом свидетельствуют легенды и сказания самих германцев и скандинавов, а археологически возможным прагерманским происхождением балановской культуры бронзового века. Необходимо отметить, что балановцы вероятно оказались смешаны с остатками культуры сейминско-турбинского типа, о чем свидетельствуют наибольшие языковые схождения тохарского в германских языках. При этом отметим, что сильное влияние и возможно некоторое смешение было оказано и со стороны ираноязычных представителей абашевской культуры. Так же в это время, отдельные группы смешанного сейминско-турбинского типа продвинулись в районы южной Скандинавии. Оставшиеся группы вначале 1 тыс. до н.э. начитают своё продвижение в Европу через Балканы. И в 7 веке до н.э. появляется ясторфская культура, соотносимая конкретно с германцами. Отсутствие германской топонимики на исторической территории формирования прагерманцев объясняется тем, что они заняли земля близкородственных им племён из культуры боевых топоров (локальных её вариантов). Язык прагерманцев в то время ещё не подвергся значительному влиянию итало-кельтов и в, то же время был всё ещё близок языку не распавшихся балтославян (которые к этому времени так же начинают самоопределяться). Самоназвание германцев скорее было – свебы, а собственно имя германцы ими получено от римлян. Окончательно германцы себя осознали, как единый народ видимо после битвы в Тевтобургском лесу в 9 году до н.э.
Данная статья не является окончательной и ряд положений после детального изучения могут быть пересмотрены.
Список литературы
Кузьмин А. Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа https://booksonline.com.ua/view.php?book=58178
Долгова Е.Г. Германо-балто-славянский ареал распространения индоевропейской лексики
Кузьменко Ю.К. Ранние германцы и их соседи. Лингвистика, археология, генетика. С-Пб.: Нестор-История. 2011
Кузьменко Ю.К. Формирование протогерманского языка. Генетика и лингвистика //Индоевропейское языкознание и классическая филология - XV (чтения памяти И. М. Тронского). - СПб., 2011. - С. 290-309 http://philology.ru/linguistics3/kuzmenko-11.htm
Аксельрод А. Белая раса. Этническая история https://proza.ru/2019/04/27/1512