для классиков человеческое поведение жестко детерминировано стремлением к индивидуальному и родовому выживанию, как это имеет место и в мире животных и насекомых, а для современной теории человек – это потребитель. Если у классиков человек озабочен прежде всего тем, чтобы выжить и оставить потомство, то согласно нынешней теории, современный человек озабочен наилучшим употреблением своей жизни – ее продление ему гарантировано, и ему остается только рационально распределить время между работой, доставляющей блага, и досугом, чтобы [получать максимальное удовольствие от благ] воспользоваться жизнью наилучшим образом. В обоих случаях все свойства общества выводятся из этих исходных посылок.
и то не совсем, ибо классики описывали состояние Европы XVIII века, периода раннего модерна, когда стремление к прибыли, появившееся вместе с обменом, товарным производством, торговлей и ростовщичеством еще в бронзовом веке, стало доминирующим и оттого стимулирующим интенсификацию торговли, а через нее производства и потребления, выводя на первый план социальной иерархии уже не воина или священника, а фабриканта и банкира, не служителей, а прислугу и обслугу, в т.ч. инженеров-механиков,
вообще полезно почитать немецкого теоретика первой половины прошлого века Йозефа Шумпетера, согласно которому производительные силы капитализма состоят из труда, капитала и предпринимательства и именно предприниматель является движущей силой экономического развития. Благодаря его организаторским способностям, интуиции, способности к риску экономика получает стимул к совершенствованию.
Предприниматель обычно сталкивается в процессе своей деятельности с противодействием внешней среды. Чтобы преодолеть это сопротивление, предприниматель применяет новшества. Именно инновационный процесс в конечном итоге, по Й. Шумпетеру, и определяет степень прогресса экономической системы.
но в его время глобальное общество потребления (конечная цель по Марксу) в нынешнем виде только формировалось, в т.ч. через мировые войны, после которых мужеский пол стал не нужен.