az118 (az118) wrote,
az118
az118

Хайдеггер - Сущность понятия Φύσις

"От этого именно (то, что есть от φύσις, что оно есть и как оно есть). Каждое имеет в са­мом себе исходное распоряжение (άρχή) по [от­носительно] подвижности и остановке [покою], причем подвижность и покой разумеется то с точки зрения места, то с точки зрения увеличе­ния и уменьшения, то с точки зрения изменения (превращения)". (192 b 13-15)

 

Здесь для выражения αίτιον и αίτία недву­смысленно стоит слово άρχή. В большинстве слу­чаев греки слышали в этом слове нечто двойст­венное: во-первых, άρχή разумеет то, от чего не­что берет свой исход и начало: во-вторых же то, что в то же время как этот исход и начало берет верх над тем другим, что от него исходит, и таким образом держит это другое, а тем самым над ним господствует, начальствует. Άρχή означает одновременно начало и господство. В соответствую­щем несколько сниженном расширении это означа­ет: исход и распоряжение; чтобы это балансирующее единство выразить с обеих сторон, можно пе­ревести άρχή через исходное распоряжение или распорядительный исход. Такое единство этого двойственного сущностно.

И такое понятие об άρχή дает тут же употреб­ленному αίτιον, причине, более определенное со­держание. (Это понятие άρχή, по всей вероятнос­ти, не есть "архаическое" понятие, но понятие это задним числом впервые с Аристотеля начиная и затем через "доксографию" было обратно вмыслено в начало греческой философии.)

Φύσις есть άρχή, а именно, исход для и распо­ряжение над подвижностью и покоем именно неко­его движимого которое эту άρχή имеет в нем са­мом. Мы не говорим здесь "в себе самом", чтобы пояснить, что это такого рода сущее, безусловно, не сознательно "для себя" имеет, ибо вообще даже не "имеет" "себя" самого как некую Самость. Рас­тения и звери суть в подвижности, а именно, даже и тогда, когда они стоят смирно и покоятся; покой есть род движения, только подвижное может поко­иться, нет основания вести речь о некоем "покоя­щемся" числе "3". Поскольку тем самым растения и звери - покоясь или двигаясь - суть в подвижно­сти, поэтому они не только в движении суть, но и суть в подвижности; это должно означать: они не суть сущее для себя прежде всего и наряду с дру­гим, которое тоже время от времени попадает в состояние движения, но они лишь постольку суть сущее, поскольку они в подвижности имеют при­станище своего существа и соответствующую бы­тию опору [стоянку]. Однако их подвижное бытие есть так, что это исход для, άρχή - это распоряжение над подвижностью владычествует в них са­мих.

Итак,
1. Φύσις есть άρχή
2. Άρχή означает одновременно начало и господство
перемен и над переменами.

< ... >

Сущему из рода растений, зверей, земли, возду­ха противопоставляется сущее рода лежанки, по­крывала, щита, повозки, корабля, дома. Первое суть растительные существа в том широком смыс­ле, в каком мы говорим о "возросшем поле"; вто­рое - это поделки (ποιούμενα), причем мы удаля­ем из этого слова его теперешний дополнительный смысл. Это противопоставление исполняет лишь то, что оно должно исполнять, а именно, - еще более четкое выделение существа собственного φύσει, őντα и φύσις, поскольку они стоят в ведущем от­ношении: что вопрос стоит о подвижном и его по­движности и об их άρχή.


< ... >

άρχή поделок есть τέχνη; это означает не "технику" в смысле производства и способа произ­водства, не означает оно также искусства в рас­ширенном смысле умения производить, но τέχνη есть понятие, относящееся к познанию, и обозна­чает искушенность в том, на чем основывается любое изготовление и производство; искушенность в том, где то или иное производство, например, производство лежанки, должно происходить, оканчиваться и завершаться. Этот конец называется по-гречески τέχνη. То, на чем производство "пре­кращается", есть стол как готовый стол, но гото­вый именно как стол, как то, что есть стол, каким образом он выглядит; во взоре заранее должен стоять εΐδος и этот наперед узренный вид - είδος προαιρετόν, он-то и есть тот конец, τέλος, в котором иску-шена τέχνη; поэтому только и ста­новится она одновременно определением рода и способа продвижения так называемой у нас "тех­ники". Но, с другой стороны: не движение сноров­ки как деятельности, но искушенность в действии есть существо этой τέχνη и τέλος не есть ни цель, ни назначение, но конец в смысле сущностно определенной завершенности; только поэтому он может восприниматься как цель и предполагаться как назначение

комментарий
1. άρχή поделок есть τέχνη
2. τέχνη есть искусность достижения τέλος, на который нацелена τέχνη, посредством ориентирующего εΐδος.
Tags: Аристотель, Хайдеггер, бытие, природа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments