отрывок из опуса ПБ "Практический смысл"
«Достаточно понаблюдать за ритуалом... чтобы заметить...» Риторика позволяет себе сокращенные формулировки, которые заставляют почти забыть, что научная практика никогда на принимает форму такого заключения, с необходимостью вытекающего из чудесных интеллектуальных действий, если только речь не идет о школьных учебниках по методологии и эпистемологии. Как без патетики и ретроспективной реконструкции рассказать о долгой работе над собой, постепенно приведшей к обращению (конверсии) всего воззрения на действие и на социальный мир, которого требует «наблюдение» всех этих совершенно новых фактов, — ведь для предыдущего видения они оставались совершенно невидимыми? Брачный ритуал понимается тогда не только как совокупность символических актов, имеющих значение благодаря их различию в системе различий (чем сам ритуал и является помимо прочего), но как социальная стратегия, определяемая своей позицией в системе стратегий, направленных на максимизацию материальной и символической прибыли. А «преимущественная» форма брака не рассматривается более как продукт следования норме или соответствия неосознаваемой модели, но как стратегия воспроизводства, обретающая смысл в системе стратегий, порожденных габитусом, и направленная на осуществление той же социальной функции. Так же и поведение, связанное с вопросами чести, не воспринимается более как продукт следования правилам или подчинения ценностям (каковым оно отчасти все же является, поскольку именно так переживается), но как результат более или менее сознательного стремления к накоплению символического капитала.
в переводе на русский:
брачный ритуал служит воспроизводству гендорного пространства данного социума, а его форма зависит от социального статуса жениха и невесты, т.е. их места в соц.пространстве, включая учебные заведения, например ВШЭ, и отражает их стремление к капитализации оного места, как в материальном, так и в символическом выражении.
терпеть не могу французскую социологию, ибо насквозь буржуазна.