az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

Е.А. Торчинов - введение в буддизм

9. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке

Таким образом, принципиальные мировоззренческие расхождения между буддизмом и традиционными китайскими учениями можно легко выразить следующим образом:

Буддийская космология и традиционная китайская культура

  1. Буддизм. Десакрализация космоса. Основными характеристиками «тройственного мира» сансары являются страдание и непостоянство. Причина мира — действия (карма) живых существ. Цель буддизма — освобождение от сансары и достижение нирваны, выход за пределы «трех миров». Онтологический пессимизм и монашеский идеал для человека, стремящегося к освобождению.
  2. Китайские учения. Сакрализация космоса. Чувственно воспринимаемый мир считается единственной реальностью. Отсутствие аналогов кармы и сансары. Двойственное деление мира на потенциально сущее, неоформленное (у) и мир наличного бытия (ю). Реализация религиозного идеала в пределах чувственного космоса. Онтологический оптимизм, культ предков, семейных ценностей и деторождения.
  3. Психологизм буддийской космологии. «Три мира» и их местопребывания — состояния сознания живых существ с соотнесенными с ними планами существования.
  4. Натурализм китайской космологии. Мир на всех его уровнях — различные состояния единой квазиматериальной энергетической субстанции — пневмы (ци). Миры божеств и бессмертных типологически соответствуют мирам форм и не-форм в буддизме.
  5. Циклизм времени в буддизме. Существуют мировые циклы. Время циклично. Преобладает членение пространства по вертикали.
  6. Циклизм времени в китайских учениях. Существуют временные, но не космические циклы. Время циклично, но есть элементы линейности. Преобладает членение пространства по горизонтали.
  7. Доктрина социогенеза в буддизме. «Договорная теория» происхождения государства. Относительно слабая сакрализация власти монарха. Цивилизационный универсализм.
  8. 8. Доктрина социогенеза в китайских учениях. Наличие элементов «договорной теории» (у моистов). Исключительно высокая степень сакрализации власти монарха и государственных институтов. Цивилизационный китаецентризм.

________________________________________________________

Очевидно, что буддизм родственнен иудео-христианству.

но дзэн*, возникший в лоне даосизма как чань, отрицает
буддизм изнутри, не отрицая Будды, также, как православие
отрицает христианство, не отрицая Христа, будучи как и дзен
религией воинов и императоров, совмещающей этику и эстетику.

центральная проблема всех религий - смерть, ее сущность и образ,
отношение сущего к несущему и бытию, а также место и статус
личности в бытии мира и ее отношение к божеству.

в дзэн и православии решение этой проблематики во многом сходное.

_____________________________________________________________________
*хотя дзэн происходит от дхъяна (созерцание) самого принца Гаутамы
Tags: Китай, Япония, дзэн, книги, православие, смерть, христианство, чань
Subscribe

  • о рациональности

    Оригинал взят у az118 в о рациональности рациональность есть всего лишь упорядоченность, ибо ratio < ПИЕ *rta- "ряд, по-рядок,…

  • об интеллекте

    Олег Владимирович интеллект - это inter-lect, мост между жизнью и смертью, между внутренним и внешним, трансцендентный дух-ум, исходящий из…

  • о марксизме

    Оригинал взят у az118 в о марксизме марксизм интересен в той мере, в какой он близок пониманию единства природы как несущего бытия (и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments