az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

officina gentium et vagina nationum

5.8. ГИПОТЕЗА 7: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В ЭПОХУ
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
В конце XX века появились работы, в которых появление гер-
манцев стали относить к еще более позднему периоду, к первым
векам до н. э. (Ament 1986; Brather 2004). В этих работах предпола-
галось, что различные германские племена появились не в резуль-
тате дивергенции, в соответствии с теорией родословного древа, а в
результате конвергенции разных гетерогенных этнических групп на
территории центральной и северной Европы (ср. особенно Ament
1986: 253). В этом случае германцы оказывались не древнее, чем
сведения о них античных авторов. По этой гипотезе Цезарь был
современником германского этногенеза. Считается, что именно
Цезарь в середине I в. до н. э и был создателем античного понятия
«германцы» (Walser 1956; Andreocci 2008), а Тацит в первом веке
н. э. говорит, что понятие «германцы» новое (Tacitus, cap. 2). При-
чем появление понятия «германцы» связывают со столкновением с
Римом (Brather 2004: 225), что соответствует распространенному в
современной этнографии положению, что осознание этнической
группы своей этнической идентичности происходит в результате
контакта (конфликта) с соседями. Предположение о том, что гер-
манцы сформировались в последние века до н. э. – первые века н. э.
высказывал и Монгайт (Монгайт 1974: 331).

5.9. ДИСКУССИЯ
Мы видим, что датировка появления германцев колеблется в
пределах почти десяти тысячелетий. Причем этническая и языковая
принадлежность одних и те же археологических культур определя-
ется по-разному. Такое различие может быть объяснено несколь-
кими и обстоятельствами. К объективным причинам относится
отсутствие резких границ в сменяющих друг друга археологических
культурах Скандинавии и северной Германии (ср., напр.: Germanen
1988: 102). Братер, суммируя археологические работы, говорит «о
непрерывном культурном континууме», который был характерен
для данной территории (Brather 2004: 210, 212). Соответственно
«при общей непрерывности поселений и культуры отсутствуют
однозначные критерии, позволяющие различать «поверхностные»
изменения, не имеющие этнической релевантности от глубоких
изменений, связанных с этногенетическими процессами» (ibid: 219).
Причем непрерывность касается не только материальной культуры,
но и обрядов, таких, например, как жертвенный костер, которые
сохранялись на этой территории до конца первого тысячелетия
новой эры (Germanen 1988: 80). Именно эта непрерывность
археологических культур и стала основанием для гипотезы о
палеолитической непрерывности и гипотез о внутренних причинах
смены археологических культур. Кроме того, разная датировка
появления германцев связана с отсутствием критериев, по которым
можно было бы связать язык и этнос с археологической культурой
(см. выше). Отсутствие связи распространения археологических
культур с распространением этносов объясняет нам и несовпадение
данных археологии с данными античных источников, относящих к
германцам и народы Скандинавского полуострова, и народы,
обитающие в областях распространения археологической латенской
культуры, которая oтличается и от культуры Ясторф и от культуры
Скандинавии (см., напр.: Flemming, Martens 1995: 111–161). Воз-
можно, был прав Фейст, который полагал, что понятия Germani у
античных авторов первоначально было не этническим, а географи-
ческим и обозначало племена, обитавшие на правом берегу нижнего
и среднего Рейна (Feist 1924: 5–6). 

Ранние германцы
стр. 142-146

____________________________________________________________________
по свидетельству Цезаря у части германцев еще присутствували
остатки матриархата. Вообще, латентный матриархат характерен
и для островных кельтов (фея Моргана и фея Озера  в артурианском
цикле. Артур, несомненно, связан с Митрой  (др.иранское Art+Hur -
"огонь Солнца" (Абаев), т.е. Хорс-Хор-Гор, Сокол-Рарог) ).
Tags: Германия, история, начало
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments