az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

Киммерийцы

Тереножкин А. И.
Киммерийцы


М.: Наукова думка, 1976


Монография представляет собой один из краеугольных камней нынешней киммерологии. В ней впервые обоснованно в советской историографии предскифской проблематики киммерийские памятники не только разделены на черногоровскую и новочеркасскую фазы, но и определены абсолютные даты для указанных периодов.
Оглавление:
Данные о предскифской поре в те же соды обогатились открытием еще двух нажных по материалам захоронений воинов в южной части Среднего Поднепровья. Одно из них, открытое в с. Бутенки Кобелякского района Полтавской области, представляло собой грунтовую яму с трупосожжением, вероятнее всего поздпечернолесской культуры. Другое захоронение обнаружено в кургане у с. Носачево близ Смелы. Погребение в нем было совершено по обряду трупоположения в деревянном склепе. Публикация вещей из этих могил, особенно предметов вооружения и снаряжения верхового коня, осуществленная Г. Т. Ковпа ненко, значительно обогатила наши знания о культуре населения юга Европейской части СССР в позднейшее предскифское время [78, с. 66 и сл.; 76, с. 174 и сл.]

Дальнейшие открытия памятников предскифской поры на юге СССР подтверждали правильность их отождествления с киммерийцами. Ряд интересных захоронений этого времени, которые мы отнесли к собственно киммерийским, был обнаружен близ РостованаДону [74, 106] и на Керченском полуострове. И. Т. Черняков и Н. М. Шмаглий раскопали в 1970 г. курганный киммерийский могильник у с. Суворово Измаильского района Одесской области [173], давший много важного для характеристики погребального обряда и материальной культуры. Э. В. Яковенко и В. И. Бидзиля в 1971 г. раскопали Высокий курган около с. Балки Запорожской области, в котором оказались два степных захоронения с хорошо вооруженными конными воинами в гробницах, имеющих вид бревенчатых срубов [14]. Кроме того, имеются выдающиеся по своему значению случайные находки. Особенно важными для нас являются находки бронзового меча карасукского типа из с. Гебрино на севере Одесской области (Балтский район) и цельножелезного кинжала с крестовидной рукоятью предскифского типа из с. Березка к югу от Кишинева

Свою точку зрения на киммерийцев и древнейших скифов мы излагали в соответствующих разделах второго тома «Археологи Украіінськоі РСР», написанных совместно с В. А. Ильинской, а также в различных статьях и докладах на научных конференциях [70, с. 8 и сл.; 158, с. 15 и сл.; 149, с. 34—38; 152, с. 166—171; 147, с. 7—8]

Зная киммерийцев исторических, известных по античным источникам, а также мифических киммерийцев, упоминания о которых восходят ко времени не позже начала I тысячелетия до н. э., мы пришли к выводу, что киммерийцев в целом следует отождествлять со всей срубной культурой*. Мысль о принадлежности срубной культуры киммерийцам не новая. К ней так или иначе исследователи, как это отмечалось выше, склонялись часто и раньше, отождествляя киммерийцев преимущественно лишь с западной причерноморской областью срубной культуры или только с ее самыми поздними ступенями. Твердое, научно обоснованное отождествление всей срубной культуры с киммерийцами мифического и исторического периода стало возможным и убедительным лишь в наше время. Срубная культура бронзового века и начала железа, как она раскрывается перед нами в свете современных достижений археологии, вводит нас в глубочайшее прошлое истории киммерийских племен. В соответствии с этим господство киммерийцев на юге Европейской части СССР должно было продолжаться с середины II тысячелетия до VII в. до н. э., то есть в течение почти тысячелетия. Киммерийцы, подобно сменившим их в Причерноморье скифам, были иранцами по языку [1г, с. 125—126]

Таким образом, устанавливая тождество срубной культуры с киммерийцами, мы проникаем в древнейшее прошлое одного из старейших иранских народов Евразии, что представляет большой интерес не только для освещения начальных ступеней истории иранских народов, но и для разработки проблемы индоевропейцев в целом. В свете изложенного освещение киммерийской или киммерийскосрубиой проблемы становится одной из ближайших и важнейших задач отечественной археологии

В настоящей работе мы не претендуем на охват всей этой необычайно сложной и огромной по историческим масштабам проблемы. Цель ее сводится к освещению в археологическом и историческом планах только позднейшего предскифского периода киммерийцев, приблизительно соответствующего IX — раннему VII в. до н. э. (900— 650 гг.).

***


Датируя Бессарабский клад на 100 лет и более моложе шахтовых гробниц в Микенах, исследователи объясняют такого рода поправки тем, что микенские орнаменты могли появиться на входящих в состав клада вещах лишь со значительным запозданием. Признаемся, что опровержение подобных умозаключений в археологии всегда составляет большую трудность. Однако находки шипастых костяных псалиев в Восточной Европе меняют положение вещей, так как слишком очевидно, что их появление на этой территории зависит не от воздействия микенской культуры, а наоборот, в Микенах они могли появиться лишь в результате влияний, идущих из степей юга СССР, где коневодство являлось исконным занятием населения, где то или иное совершенствование уздечных принадлежностей происходило значительно раньше, чем на западе.

т.е. Андроновцы -> Синташта -> Срубники -> Микены разрешение ареального парадокса.

предки Агамненона пришли из Сибири в Грецию.
_________________________________________________________________________________________
* срубная арх.общность - комплекс арх.культур среднего и позднего бронзового века (XVIII-XII вв. до н.э.)
Северного Причерноморья, возникшая между Волгой и Северным Донцом (Покровская срубная культура

XVIII-XV вв. до н.э.) видимо от синташтийской (арии-андроновцы) и абашевской культур и откочевавшая
затем на запад в Приазовье и Нижнее Приднепровье (Бережновско-маёвска
срубная культур XVI-XII вв.
до н.э.
).
Tags: история, киммерийцы, книги, скифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments