az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

РОСОМОНЫ ИОРДАНА и князь Игорь

И.В. Зиньковская
РОСОМОНЫ ИОРДАНА
В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ И ЭТИМОЛОГИИ
(pdf)

В «Гетике» готского историка Иордана содержится рассказ о падении державы Эрманариха в первый год гуннского нашествия. Продолжая «сплетать историю происхождения готов», Иордан уделяет немало внимания так называемому заговору росомонов (Get., 129). Судя по контексту, этот рассказ призван раскрыть читателям обстоятельства кончины могущественного остроготского короля, смертельно раненного двумя братьями-росомонами Саром и Аммием в самый напряженный момент истории готов в Причерноморье, и тем самым объяснить причину гибели их королевства.

Так в истории появляется мотив роковой мести, сыгравшей немалую роль в гибели могущественной державы готов-грейтунгов. А вместе с ним на историческую арену выходят и росомоны – одни из самых загадочных и неуловимых персонажей истории Восточной Европы на рубеже древности и Средневековья. Иордан, гот по происхождению (Get., 316), дает им сжатую, но крайне негативную характеристику – Rosomonorum gens infi da («коварный род росомонов»). Братья-росомоны, замыслившие отомстить за смерть своей сестры Сунильды, подвергнутой страшной казни за побег от мужа – по приказу Эрманариха ее разорвали дикие кони – поразили короля в бок мечом. Из-за нанесенной раны он «влачил жизнь больного». Узнав об этом недуге, король гуннов Баламбер двинулся войной на остроготов. В результате, по словам Иордана, страдающий от раны, постаревший и одряхлевший Эрманарих, не перенеся гуннских набегов, кончался на сто десятом году жизни (Get., 130). Вместе с ним рухнула и его держава. По мнению большинства современных историков, это событие произошло в 375 или 376 г. Итак, помимо внешнего врага – гуннов, Иордан назвал конкретных виновников гибели короля среди «своих» – росомонов, положивших начало великим бедствиям его предков-остроготов.


мнение С.Э.Цветкова о тождестве древлян и готов-тервингов:

Бытование в крымской Готии предания о поимке и казни Игоря тем более вероятно, что в готском (и, шире, германском) фольклоре сохранились отрывки из эпического цикла — вероятно, некогда довольно обширного — о вековом противостоянии готов и русов. Начало этому противоборству положила измена князя «росомонов» (людей народа «рос»), благодаря которой гунны покончили с державой остроготов в Северном Причерноморье — эта история изложена Иорданом, видимо, по «древним песням» готов, упоминаемым им в другом месте. Из готских песен «неверное племя росомонов» перекочевало в героический эпос германцев. Средневековая сага о Тидреке Бернском (остроготском короле Теодорихе Амале) дает ему в противники «русского» короля Вальдемара/Владимира. Истории Теодорих известен как убийца правителя Италии руга (руса) Одоакра. Свидетельство непримиримой вражды ругов и готов сохранило Житие святого Северина (V в.). Древнерусская письменная традиция также усвоила неприязненное отношение к готам и «злому королю Дедрику [Теодориху]». «Слово о полку Игореве», как мы видели, рисует готов врагами Русской земли, злорадствующими над ее несчастьями.

Ожесточенное противоборство готов и русов, глубоко врезавшееся в память обоих народов, позволяет объяснить, почему Игорь был казнен столь жестоким способом. Ранее было показано, что обычай казни посредством разрывания тела на части имеет широкую географию распространения, не включающую, впрочем, область расселения восточных славян. Нет надобности приписывать его популярность влиянию какого-то одного народа. Для нашей темы достаточно того факта, что этот обычай отмечен на Балтике и в Северном Причерноморье, — стало быть, можно с уверенностью предполагать его присутствие в репрессивной практике готов, населявших оба эти региона. В самом деле, Иордан пишет, что в отместку за измену князя «росомонов» остроготский король Эрманарих велел разорвать на части его супругу Сунильду, привязав ее к хвостам диких коней. Логично думать, что «древляне»/тервинги использовали в подобных случаях согнутые деревья. Сравнив известие Иордана с сообщением Плутарха о казни при помощи согнутых деревьев Бесса, убившего Дария III, а также со средневековой практикой четвертования, мы вправе заключить, что расчленение тела было не только устрашающей, но и позорящей преступника расправой, которой наиболее часто подвергали разбойников и изменников.

Росомоны/русы, в решающий час предавшие готов, навсегда остались для них «вероломным племенем», заклятыми врагами, заслуживающими позорной смерти. Давний счет готов к князьям «от рода русского» предопределил «жалкую судьбу» князя Игоря, который к тому же запятнал себя откровенным разбоем. «Мужа твоего убихом, бяше бо муж твой аки волк восхищая и грабя», — без обиняков заявили «древлянские» послы Ольге. В казни Игоря историческое возмездие сочеталось с сиюминутным торжеством справедливости — благодатная тема для героической народной поэзии.

Источник: Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М., 2012. С. 113-122.





Итак, рос- -- красный, светлый - цвет Локи-Лодура - одного из Асов, чуть ли не близнеца Одина, в финале устроившего Рагнарёк-Конец Света.

И только Аск-Ясень и Ембля-Ива выжили...

можно утвержать: росомоны - сарматы,

ибо к началу вторжения гуннов сарматы
более 200 лет были близкими соседями
восточных германцев - вандалов, ругов, готов.

поэтому

В историографической части статьи мы убедились, что росомоны – племя, весьма спорное в этническом отношении. Однако сопоставление степени аргументированности «роксоланской» (иранской), «росской» (славянской) и «германской» (готской, герульской, ругской, бургундской) гипотез, убеждает, что продуктивнее всего исследование проблемы росомонов можно вести на древнегерманской почве. Иначе говоря, росомонов следует искать под «готским зонтиком» (выражение Х. Станга). Название их рода отражает один из древнегерманских способов образования этнонимов. Сунильда и ее братья, вероятнее всего, носят германские имена. В отношении Сунильды это бесспорно. Оно точно соответствует готской форме sоnahildi и действительно этимологически связано с германским словом, обозначающим лебедя. Напомним, что почти такое имя Sunigild носила жена короля Одоакра из германского племени скиров (или ругов), правившего остатками Западной Римской империи столетием позже Эрманариха (с 476 по 493 г.). Известно, что ее постигла такая же ужасная погибель, как и Сунильду из «Истории» Иордана – она жестоко поплатилась за измену мужу [49]. Исследователи не исключают, что, скорее всего, эпический образ Сунильды, обязан своим происхождением именно этой исторически реальной женщине. Позднее имя Сванхильда было очень популярно у германских народов раннего Средневековья.

Не так однозначно дело обстоит с именами братьев Сунильды. Имя Cар пытались этимологизировать из разных языков, в том числе из иранского «sar» – «голова», «глава» [1] и фракийского со ссылкой на название поселения Сар в нижнем течении Борисфена у Птолемея (III. 5. 28) [45]. Однако этническая принадлежность его обитателей достоверно неизвестна. В то же время хорошо известно, что точно такое же имя Sarus носил знатный вестгот, неоднократно упоминавшийся в римских источниках после 400 г. (Olimp., frg. 3; Zosim., V. 34. 1, 36.2; Sozom. IX.3). Среди варваров и римлян он был широко известной личностью благодаря своей силе, ловкости и тяге к приключениям [54]. Этот «исторический» Сар долго враждовал с правящим королевским родом и в конце концов был убит будущим вестготским королем Атаульфом [10].

Имя Ammius (гот. Hama-рius), по мнению германских ученых, восходит к общегерманской форме Hama-рegwaz. Первый элемент двучлена относится к семантической сфере абстрактных понятий; второй явно принадлежит к социально-юридической сфере. Предлагаемый германистами перевод готского имени Ammius как «оболочка слуга», на первый взгляд, не очень вразумителен [5]. Однако, как мы увидим ниже, в свете более поздней эддической традиции имя Аммия не лишено определенного смысла. В дальнейшем это имя получило развитие в древнеисландском (эддическом) в форме Hamðir и в древневерхненемецком Hamadeo. Маловероятна связь (?) этого имени с германским «Hammer» – «молот» и тем более с иранским ama – «могучий» [18]. В то же время известен римский cенатор 97 г. н. э. Ammius Flaccus (Plin.Epistula. IX.13.13).  [росомоны Иордана]
Tags: Германия, Рагнарёк, Русь, асы, готы, история, музыка, росомоны, сарматы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments