az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

Порождение vs произведение

Неретина С.С.
Vox / Голос. Выпуск 12 (июнь 2012)

В силу того, что термин «порождение», отличный от «произведения» вводится Абеляром в объяснение Божественного триединства (Сын есть порождение Отца) и что он тщательно определяет значение порождения как того, что имеет место всюду, где нечто происходит либо от субстанции другой вещи, либо где они существуют вместе, либо где одно предшествовало другому, то сама мысль о порождении Сына, хотя и имеет смысл вечного порождения, или, точнее – безначального порождения, означала, что брезжила перспектива ввести время в само Божественное бытие, или просто – в Бытие как таковое. «Кажущееся введение времени в это бытие (словом «порождение») есть введение логического времени, означающего вечный статус порождения, вечного утверждения («да») и отрицания себя Отцом через Сына («нет»)»1.

Когда через четыре года вышел русский перевод «Бытия и времени» М.Хайдеггера, изданный по-немецки в 1927 г., стало ясно, что сама эта проблема не только поставлена гораздо более основательно, но и так, что вся онтология стала называться темпоральной наукой, и все ее положения – это темпоральные положения, имеющие характер veritas temporalis. «Метафизика вдруг обнаруживает, - пишет А.Г.Черняков, процитировавший вышеприведенные слова Хайдеггера, - что в основании вечных истин, которыми она как philosophia perennis всегда занималась, лежит истина времени (это не значит, разумеется, - временные истины), что под маской veritas aeterna скрывается veritas temporalis» и «в основе понятия истины лежит темпоральный набросок»2.

Ярчайшими представителями из тех, кто когда-либо ставил (проблематизировал и тематизировал) этот вопрос, являются в Античности Аристотель, в начале Средневековья Аврелий Августин и в середине модерна, а затем и постмодерна Мартин Хайдеггер. Об Августине мы непременно будем говорить по ходу раскрытия того, что именно понимал под временем и временностью Хайдеггер, так как, на наш взгляд, имеется очевидная перекличка этих мыслителей, а вот в том, что говорил Аристотель, последуем за Хайдеггером.
Tags: Аристотель, Неретина С.С., Хайдеггер, время
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments