az118 (az118) wrote,
az118
az118

познаваема ли сущность?

По Григорию Паламе никакая сущность не познаваема - ни сущность муравья, ни сущность Бога.

а по нашему всякая сущность познаваема.

это единственное расхождение с Паламой.

но обусловлено оно различным пониманием слов сущность и познание.

Палама с юности хорошо знал труды Аристотеля и, несмотря на мощные
неплатонистские интенции позже, понимал сущность по аристотелевски -
как необходимые атрибуты субстанции, выделяющие это сущее из многих
сущих и проявляющиеся энергиями через наши чувства нашему уму,
познающему посредством оных атрибутов (предикатов) :
- ЧТО ЕСТЬ ЭТО СУЩЕЕ?


Здесь два уровня познания - чувственное и разумное.

старый неоплатонизм выше разумного созерцающего познания ничего не знал.

мы же понимаем сущность иначе - как природу сущего этого рода, рождающую
своими энергиями сущее и определяющую - КАК МОЖЕТ ИЛИ ОБЯЗАНО БЫТЬ СУЩЕЕ,
чтобы быть сущим именного этого а не иного рода.


категория субстанции здесь лишняя, а атрибуты суть вторичная техническая реальность.

для нас любая природа - natura naturans, ибо нерождающее не есть природа.
а познание - познание природы ее проницанием и овладением.

однако, рождение, а стало быть и природа, сущего может быть физическим в чувственном мире
или метафизическим в мире мышления, и эти два мира, не совпадая, активно взаимодействуют
энергиями своих природ. При этом, творение есть в первую очередь зачатие и рождение.

Очевидно, глубинная природа - под-лежащее = (h)ipo-stas = sub-ject, дает рожденному ею сущему
врожденное дочувственное и доразумное знание, господствующее над чувством и разумом,
но часто скрываемое младшими природами.
Tags: Аристотель, Палама, ипостась, природа, сущность, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments