az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

ВИЗАНТИЯ И ФИЛОСОФИЯ

о монографии Вадима Лурье

понимание Лурье философии чуждо природе философии,
ибо о.Григорий воспринимает суть философии сквозь
англосаксонскую анал-философию родом из Венского
кружка под патронажем Рассела с австрияком-курьером
Л.Витгенштейном, в результате чего вся немецкая
классическая и постклассическая философия от Фихте
до Хайдеггера и корпус работ А.Ф.Лосева, связанных
с неоплатонистической темой и онтологией как таковой,
оказывается вне поля зрения Лурье, которому в свою
очередь абсолютно чуждо все имперсоналистическое,
поскольку авраамические религии персоналистские
и антиприродные.
данное обстоятельство негативно сказывается на
содержании, форме подачи и эстетических интенциях
упомянутой работы

о наследии Византии

http://aquilaaquilonis.livejournal.com/434567.html?view=4076423&style=mine#t4076423

по византийской философии у Лосева есть.

в 15 веке многие тексты неоплатоников 1-15 веков
из павшей от османов Византии были перевезены во
Флоренцию и оказали большое влияние на европейскую
мысль.

от арабов в 12-14 вв в основном Аристотель был воспринят.

но спекуляций там не было: православие чуждо любым
спекуляциям
Вы правы, что после падения Византии в Западную Европу пришло много образованных людей, которые принесли с собой новые идеи.

Арабы, к слову сказать, также переняли от греков неоплатонизм. Например у Авицены взгляды Платона перемешаны со взглядами Аристотеля. Также нельзя забывать о работах Аврелия Августина, которые привнесли неоплатонизм в христианство с самого начала.

Тем не менее, меня занимает другой вопрос. Исторические работы, посвященные научной революции семнадцатого века однозначно показывают сильное влияние западноевропейского христианства на образование современной науки. Вопрос - почему аналогичный процесс не произошел в православии? Недостаток спекуляций?
Авицена это "дальний восток" исламского мира - Персия и Ср.Азия,
где всегда сохранялось влияние доисламских систем, каковые не были
индивидуалистическими в принципе (кроме некоторых направлений будддизма).

Эриугена в середине 9 века тоже был неплатоником до арабо-европейского
диалога, поскольку ирландская церковь была ближе к византийской, отпадение
от которой Рима наметилось еще в 7 веке.

фил.-спекулятивное наследие античности в зап.Европе стало актуальным
в 11 веке в связи с городской и торговой революциями и возникновением
полисоподобной городской среды, но внутри Св.Римской Империи. Тогда
возникает Магдебурское право и т.д. А в Византии не было упадка городов
в 6-9 веках и право там формально сохранялось имперское римское,
а не аналог др.греческого полисного

Политические системы были действительно разными. Следует правда отметить, что в отличие от древней Греции в Западной Европе была единая духовная власть.

Вопрос однако остается. Давайте рассмотрим Ансельма Кентерберийского (11 век), работы которого были определенным шагом к научной революции семнадцатого века. Каким образом политические особенности Священной Римской Империи Западной Европы привели к тому, что Ансельм в своих работах предложил рациональное объяснение догматов христианства? Почему такое не могло произойти в Византии?

Как православная церковь относится к работам Ансельма?
Ансельм это уже 12 век - возрождение европейского рационализма как раз под влиянием западного ислама с началом борьбы Рима с Империей при Григории 7-м и крестовых походов. Тогда же Пьер Абеляр и др. После - Аквинат.

до начала 11 века, при саксонской династии, влияние Византии, которая воспринималась старшей сестрой, на Германскую Империю (еще не Римскую) было огромным. но с середины 11 века Рим, вначале подыгрывая новой салической династии, опираясь на лонгабардскую лигу городов северной Италии и клюнийскую систему, развившуюся еще в 10 веке, начинает борьбу за превосходство папы над Империей.

но восприятие работ Ансельма как шага к НР 17-го века чисто ретроспективное. в 12 веке это было лишь одной из интенций, Чтобы случилась НР 17 века нужны были кризис западного христианства 14-го века, ответом на которое стал Ренессанс, контреакций на него Реформация и религиозные войны 16 века, завершившиеся Вестфальским миром 1648 года, на фоне турецкой экспансии в Европу. Именно эти факторы привели к НР. а 12 веке возникла только отдаленной предпосылке, каковые были и у арабов
Tags: Азия, Аристотель, Византия, Европа, Платон, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments