az118 (az118) wrote,
az118
az118

Category:

Евразийцы

О четырех прародинах праиндоевропейцев
по В.А. Сафронову
Николаева Н.А. (Москва)

Проблеме сложения и распада евразийского этнического единства по данным лингвистики,
мифологии и археологии было посвящено ис
следование В.А. Сафронова, опубликованное
в качестве Приложения в
нашей книге «Истоки славянской и евразийской мифологии»
(М., 1999,
с. 238–310). Это последнее, исключительной важности научное открытие
В.А. Сафронова замыкает его концепцию о нескольких прародинах
праиндоевропейцев.

...

Лингвистической основой для локализации ареала обитания евразийцев –
предков ранних праиндоевропейцев
– являются работы выда
ющегося ученого-лингвиста,
Николая Дмитриевича Андреева, который
реконструировал бореальный язык и словарь
из «203 бореальных корне
вых биконсонантных слов» путем соотнесения
раннепраиндоевропейских
корневых слов с засвидетельствованными
лексемами уральских и алтай
ских языков»

...


В целом анализ бореальной лексики Н.Д. Андреева рисует следующую картину.
Евразийцы жили в эпоху финального палеолита на про
странствах от Прикарпатья до Балтийского
ледника на севере Европы,
были охотниками, «охотниками на оленя». Охотились они с помощью
лука
и стрел, а также использовали метательные орудия. Занимались собирательством (растения,
ягоды на болотах), добывали рыбу в реках и живот
ных с помощью гарпуна или дротика. Они приручили
волка, вывели поро
ду собак, которые помогали им на охоте и, возможно, использовались как
транспортное животное. Быстрое перемещение объекта охоты диктовало кочевой образ жизни.
Евразийские охотники передвигались с юга на се
вер летом, и с севера на юг – зимой. Большие
расстояния с юга на север
они, возможно, преодолевали по течению рек на лодках. Они умели из-
готавливать лодки-челны с помощью топора. По суше они передвигались на волокушах (санях),
возможно, тоже с помощью собак. Их быт был при
способлен к постоянной смене стоянок. Они
научились сооружать легкие
жилища типа чумов, отапливаемые огнем в очагах. Они использовали
пе
реносные очаги, вероятно, на охоте и при переходах. Они жарили мясо на углях костра, варили
пищу на костре. Они не были замкнутым моноэт
ничным сообществом; о контактах через брачные
связи говорят термины
«чужачка, умыкать, жениться». Это подсказывает форму сложения сооб-
щества, языком которых стал бореальный язык Н.Д. Андреева.

...


малоазийский период своей истории VIII–VI тыс. (Сафронов,
1989, с. 40–45) ранние праиндоевропейцы перешли к производящей эко-
номике, включающей и интенсивное земледелие с орошением и куль-
тивированием 26 видов растений, и скотоводство (стадо включало уже
крупный и мелкий рогатый скот), строили укрепленные поселения (про-
тогорода), изобрели керамику, развивали ремесла, накопили знания о
металлоносных рудах, подошли к изобретению металлургии и письмен-
ности. К этим достижениям оказались причастны, благодаря контактам,
и прасемиты, и эламо-дравиды, и пракартвелы, языки которых наряду с
праиндоевропейским называют ностратическими (Николаева, Сафронов,
1999, с. 304–306; Сафронов, Николаева, 2003, с. 125–129).

Лингвисты не могут найти историко-археологических данных, кото-
рые бы подтверждали появление общих корней в ностратических языках.
С позиции концепции евразийской прародины В.А. Сафронова появление
в этих ностратических языках корнесловов, связанных c финно-угорскими
и алтайскими языками, может объясняться не прямыми контактами с их но-
сителями, которые никогда, ни в какую эпоху не появлялись на Востоке, а
благодаря посредству евразийско-раннепраиндоевропейской связующей
среды, сохраняющей реликты евразийских (бореальных) корнесловов.
Н.Д. Андреев подчеркивает, что раннепраиндоевропейская ветвь бо-
реального языка, в отличие от раннеуральской и раннеалтайской ветви,
претерпела сравнительно с бореальным языком очень малые измене-
ния, что «заставляет видеть именно в раннепраиндоевропейском языке
историческое ядро бореальной языковой общности» (Андреев, 1986, с. 4).
Это замечание позволяет понять, как финно-угорские, уральские, алтай-
ские корнесловы оказались заимствованными в ностратические ближне-
восточные языки без прихода на Восток их носителей.

На балкано-дунайской прародине (вторая половина V–IV тыс. до
н.э.) праиндоевропейцы создали древнейшую в мире цивилизацию (про-
тогорода, планировка, архитектурный ордер, ремесла, письменность). Ее
археологическое название происходит от эпонимного памятника Винча
(Сафронов, 1989, с. 71–93), хотя этот термин охватывает и Боян, и Гумель-
ницу, и Триполье, и Кукутень, как дочерние культуры Винчи, те культуры,
которые М. Гимбутас называла «Древней Европой». Древнейшая фаза
этих культур характеризуется керамикой культуры Винча.

Центрально-европейскую прародину занимают культура Лендьел
и производная от нее культура воронковидных кубков АВ (Сафронов, 1989,
с. 93–135). Культуре Лендьел на востоке ареала синхронна и однотипна
культура Кукутени А и Триполье В, а на юге – культура Гумельница. И куль-
тура Лендьел, и культура воронковидных кубков являются проводниками
цивилизации в Европе от Дуная до Южной Скандинавии и индоевропеиза-
ции Центральной Европы. Любопытно, но 25 % знаков рунического пись-
ма севера совпадают с письменами культуры Винча, Лендьел, а лицевые
урны культуры Винча, Гумельница и других культур Подунавья доживают
до готов конца I тыс. до н.э. (поморская культура).

Рубеж IV и III отмечаются изменениями в климате севера, возможно,
тем же повышением влажности, какое наблюдается по нарастающей от
3000 до 2500 г. до н.э. (см. статью Песочиной Л.С. в этом сборнике). Од-
нако для населения северных районов Центральной Европы с многочис-
ленными реками это увлажнение стало катастрофой, поэтому происходит
переориентация экономики. Земледельцы становятся пастухами и идут
на юг и юго-восток. Тохары первыми отправились в далекое путешествие
(обряд на спине с подогнутыми ногами, головой на восток, зафиксирован
в основной подкурганной могиле под накатом бревен; впускным в курган
было погребение на боку с сосудиком триполья В1–В2 – Северное Попру-
тье, Думяны, курган 15/о).

Следует решить, тохарам или связанным с ними группам принадле-
жат погребения по древнеямному обряду головой на В с конноголовыми
скипетрами, которые мы обнаруживаем как на поселениях Гумельницы
в XXVIII в. до н.э. (Сэлкуца IV– Чернавода 1), так и в погребениях со ски-
петрами в Северо-Западном Прикаспии (Джангр, 1985, к. 1; Архара, к.
27) и в Нижнем Поволжье (Бережновка, Шляховский, 3/3), поскольку в
двух случаях они перекрываются сосудами типа Хутор Попов и относят-
ся уже в Предкавказье ко времени Триполье В2/С1. В Нижнем Подонье
им соответствуют слои Раздорской и пос. Константиновское, а в Заку-
банье – поселение Свободное. Культура тохар формировалась как на
центрально-европейском субстрате, контактировавшем с культурами Гу-
мельница-Триполье-Кукутень, так и с включением культур Средний Стог
II-Хвалынск. С точки зрения лингвистики тохарские языки имеют общие
грамматические формы с анатолийскими, тогда как другие индоевропей-
ские языки не имеют этих форм. Если анатолийский субстрат связан с
культурами, первыми производными от Винчи, то погребения с древней-
шими погребениями на западе с древнеямным обрядом и со скипетрами
не относятся к тому культурному явлению, которое называлось древнеям-
ной КИО или культурой.

Для индоиранской инфильтрации terminus ante quem определя-
ется формированием выделенной нами культуры с повозками с обря-
дом, похожим на «древнеямный» с рядом отличительных признаков. Эту
культуру мы назвали кубано-днепровской, учитывая два анклава этих па-
мятников в Нижнем Поднепровье и в Западном Прикубанье (Николаева,
Сафронов, 1983). Эта культура относится к горизонту Нижняя Михайловка-
Кеми-Оба-Усатово и датируется, судя по давно известным датам С-14
для Усатово, Нижней Михайловки, XXVI–XXV вв. до н.э. Лингвистическая
атрибуция этих памятников кубано-днепровской культуры определяется
как индоарийская (древнеиндийская). Эта ветвь индоиранского сообще-
ства существовала с праиранской, другой ветвью индоиранского языка
параллельно. Поскольку праиранцы были ближе к лесостепи, то их куль-
тура определялась влияниями среднестоговско-хвалынского сообщест-
ва. Керамика кубано-днепровской культуры – плоскодонная, а керамика
праиранцев – овоидной формы.
Последней миграцией III тыс. до н.э. была миграция древнеевро-
пейцев (гробницы Новосвободной на Кавказе могут датироваться только
XXIII в. до н.э. (Николаева, 2006, с. 3–12). Таковы четыре различные аре-
ально-хронологические прародины индоевропейцев от IX тыс. до начала
III тыс. до н.э.
_______________________________________________________
Прародина евразийцев по Андрееву и Сафронову находилась между северными Карпатами и
севером Центральной Европы 10-14 тыс.лет назад (поздний плейстоцен - ранний голоцен).
Археологический эквивалент - свидерская культура (финальный палеолит 10-8 тыс. до н.э.).

Начало последнего оледенения Дриас 3 (10500 лет) вынуждает свидерцев мигрировать на юг,
разделив их на западных (предков праиндоевропейпецев, ушедших через Карпаты, Ниж.Дунай,
Балканы в Анатолию и далее в Вост.Средиземноморье, где евразийцы столкнулись с прасемитами-
натуфийцами) и восточных (предков прауральцев и праалтайцев, мигрировавших сначала
в Крым, затем в Юж.Приуралье, оттуда на Урал, в  Юж.Сибирь и Алтай).

В Анатолии зап.евразийцы основали город Чатал-Хуюк (8-6 тыс до н.э.) и одомашнили скот,
в частности лошадь. (наверняка не только в Анатолии, но и к серверу от Черного моря, бывшего
тогда озером с вдвое меньшей по ср. с совр. площадью - уровень мирового океана из-за скованности
громадных масс воды в ледниках был на 100-120 м ниже современного и Средиземное и Балтийские
моря также были озерами, а Британия была частью материка). Евразийцы Анатолии* стали первыми
скотоводами, создавших тахунийскую (8-5 тыс до н.э.) в Палестине и
ярмукскую культуры в Леванте.

После окончания дриасовского оледенения ледники тают, уровень океана повышается и около
7500 лет назад воды из Атлантики прорывают гибралтарский перешейк, вызвав катастрофу
в обширном пространстве вокруг Причерноморья, видимо приведшую к обратной миграции
предков праиндоевропейцев
из Анатолии на Сев.Балканы (Сербия, Венгрия, Румыния),
где в это время (5500-4000 г до н.э.) возникает культура Винча. с сетью протогородов
и централизованной царско-жреческой властью.

уже в 3 тысячелетии до н.э. тохары начали миграцию на восток и, соединившись на Алтае с
др.алтайцами - потомками восточных евразийцев-свидерцев, - дали начало афанасьевцам,
от которых пошла аристократия др.Китая (2-1 тыс. до н.э.), Кореи и Ямато-Японии (1 тыс
до и 1 тыс. н.э.).
Tags: Андревв Н.В., Сафронов В.А, археология, бореальный язык, евразийцы, индоевропейцы, лингвистика
Subscribe

  • капитализм и буржуазия

    капитализм - соц-полит-эк система полит господства верхушки буржуазии и экономического - товарно-промышленного производства, ориентированного на…

  • Časopis argument (Чехия): как задушить Россию

    Časopis argument, Чехия © РИА Новости, Сергей Мальгавко | Перейти в фотобанк Серия напряженных конфликтов в непосредственной…

  • Европу ожидает "большая трагедия"

    Если бы деньги шли не на спасение от банкротства условной Италии и других аналогичных стран, а на развитие экспортных производств, то действия ЕЦБ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment