и означали в общем онтологическую основу сущего, но при этом
сущность понималась в духе Аристотеля как сущностные признаки
субстанции, образующие с нею единство бытия этого сущего в
отличии от других сущих.
Однако после утверждения догмата о единосущии Лиц Св.Троицы,
каковые при этом неслиянные, возникла противоречивая ситуация:
если различение сущих основано на различии их сущностей, то как
различать божественные Лица, если у Них одна сущность на всю
Троицу?
Для разрешения оного противоречия отцы-каппадокийцы жестко
разделили сущность и ипостась, оставив за первой старый, еще от
Аристотеля смысл, и придав ипостаси значение различия не зависимо
от сущности, что нашло выражение в теориях уже школы Парижского
богословия прошлого века (Вл.Лосский), где различие Лиц Троицы
определялось через Их взаимоотношения-взаимодействие.
Итак, одна сущность на три различных Лица - основа Их единства
как единого Бога, а различия Лиц основаны на различии их Ипостасей,
каковые различия проявляются в Их отношениях между собой.
Однако, различия отношений вторичны относительно различия Ипостасей,
а чем отличаются Ипостаси и как вообще возможно несущностное отличие
так и осталось тайной.
Парадокс снимается, если принять что Ипостась - не не-сущность, но
индивидуальная сущность* Лица, производная от единой сущности-природы
всех трех Лиц, закрепляющая место Лица в Троице, что и проявляется в
отношениях между Лицами, при принципиально ином понимании
природы.сущности как производящего-из-себя.
Понятно, что такая сущность неотделима от энергии и противопоставление
эссенциального и синергийного бессмысленно .
Тогда проблема двух природ Христа решается естественно и органично:
у Лиц Троицы одна единая природа на всех и у каждого своя природа, а у Логоса
к двум божественным присоединилась третья, человеческая, познав которую как свою,
познав смерть, Бог-Сын исцеляет Мир, Им же созданный через Духа Святого,
Дерево едино и его корень, ствол и крона и единосущи, и самосущи в единстве
бытия дерева, в котором они не смешиваются, но их самосущность относительно
друг друга и делает возможным единство трех, а не единичность одного
________________________________________
* индивидуальная сущность - сущность, определяющая эзистенциальный потенциал
этого, а не иного, пусть и того же рода, единичного сущего. Т.о., единичное сущее есть
единство индивидуальной сущности, порождаемой родовой сущностью, и многообразия
его проявлений-экзистенции, фундированной индивидуальной сущностью