az118 (az118) wrote,
az118
az118

о природе Модерна: историческое "развитие" как форма нигилизма

Оригинал взят у az118 в о природе Модерна

Для проникновения в сущность Модерна необходимо обратиться к этимологии терминов мода, модус, модель и модальность, восходящих через др.латинский к др.и.е. протокорню *med-/*met- -- мера, предел, метка, ритм, закон, на-строй, способ. От него же и медицина.

Ясно, что мода (модус) определяет границу природы сущего,в т.ч. существа, за пределом которой сущее перестает быть собой или быть вовсе. В пределах своей природы сущее может иметь множество мод своего бытийствования, задающих способ и ритм его открытия  миру и сокрытия его от мира, включая открытость существам и закрытость от существ в мире. Причем, одни моды сохраняют сущее или существо в его сущности, другие - выводят за ее пределы, изменяя природу сущего и, стало быть, уничтожая его как сущее именно этого, а не иного, рода.

При этом господствующая мода стремится привести все сущее в области своего господства в соответствие с собой как мере и закону, задавая строй бытия. Для сущего иной природы, попавшего в оную область, это означает его полную или частичную модернизацию.

Сохраняющие моды оформляют соответствующую им историческую эпоху, выводящие меняют ее на эпоху иной природы. Среди мод могут быть особые выводящие моды, сразу ведущие к подобным же выводящим модам, образуя линейную последовательность выводящих мод, минующую или подчиняющую моды сохраняющие. Понятно, что такая последовательность сама есть мода над модами, сущность которой в постоянном стремлении за свой предел, к иному, которое при этом девальвируется, теряя инаковость, поскольку границы между иными природами оказываются стерты и сами природы перемешаны.

В случае человеческих существ каждая ист.эпоха обладает сознанием открывшихся ей иных эпох и самосознанием. При господстве сохраняющих мод получаем традиционные эпохи. Если доминирует выводящая мода, соответствующая ей эпоха будет переходной к  сохраняющей моде иной эпохи или же к сверхвыводящей моде, порождающей квазиэпоху с самосознанием постоянного перехода от моды к моде. Это и есть Модерн, нивелирующей все  прочие моды до служебных, и завершающийся безвременьем постмодерна, в котором все моды эфемерны.

Для существ внешним выражением моды является стиль как инвариантность внешних черт вида и поведения  - инвариант экзистенции.

Всемирная история начинается с архаичного премодерна, отрицаемого вызревшим в нем древним модерном классической античности, породившей постмодерн эллинизма, перешедшего в новый премодерн средневековья, в котором с 11 века созревали семена нового модерна, пустившие корни в Реформацию и давшие плоды в Новое Время, отринутого новейшим постмодерном последних 45 лет.

Необходимо заметить, что основой бытия социальных целостностей является антропосоциальный витальный метаболизм, имеющий три стороны в двух направлениях и двух аспектах: в ассимиляции-диссимиляции и дивергенции-конвергенции происходит обмен веществом, энергией и информацией, который является онтологическим основанием трех сословий:

- воинско-созидательного (дух - энергия);
- жреческо-хранительного (душа - информация);
- торгово-производительного (тело - вещество), -

порождающий государство-организм, каковое может быть только трех типов:

- военно-бюрократическим с сохранением сословий (как правило монархия);
- теократическо-фин-информационным (жреческая и фин.олигархия);
- торгово-промышленным (купеческая олигархия под ширмой демократии).


в последнем случае, часто смыкающимся со вторым, кризис становится перманентным и попытки его снятия раскручивают прогресс, ведущий к обществу потребления.

чтобы социальная система была стабильной, в ней не должно быть слишком много недовольных и злых на власть, которая должна мочь справляться с недовольными и злыми.

недовольные и злые либо от отсутствия места им в системе, либо от элементарной нехватки средств существования, достойного в данной системе.

чтобы снять соц.напряжение, угрожающее взорвать систему, надо чем-нибудь занять максимальное число граждан и обеспечить им минимальные средства существования, т.е. оные граждане должны что-то производить - товары или услуги, за которые получать оплату.

Но прогрессивное повышение производительности труда в традиционных отраслях производства прогрессивно вытесняет оттуда массы граждан, которые вынуждены либо садиться на гос.пособия, выплачиваемые за счет налогов с еще работающих или владеющих собственностью, либо изобретать новые товары и услуги и убедить достаточное число потенциальных потребителей их приобретать

Т,о. происходит раскрутка общества потребления, в котором большинство производимого излишне для норм.жизни, но необходимо для предотвращения соц.взрыва от выпадения значительной части граждан из системы.

Но старые идентичности представляют мощные преграды на пути эскалации потребления и потому при их сохранении система быстро провалится в неуправляемый кризис. Однако ресурс вытеснения почти кончился.

отсюда и евромайданы, и ЛГБТ, и новое американское сознание, нацеленное на перманентные инновации везде и всюду.
Tags: модерн, нигилизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments