az118 (az118) wrote,
az118
az118

Categories:

Ю. Л. Зуев - К ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УСУНЕЙ

Уже в древнейших китайских текстах, содержащих сведения о тюркоязычных племенах, встречается ряд этнонимов с характерным окончанием, графически обозначавшимся, как общее правило, одними и теми же иероглифами: хунь 49(древн. чтение giuən) и кунь 50 (kiən), т. е. гю н, кю н. Как показано Л. Базэном, форма gün / kün тождественна древнетюркскому множественно-собирательному аффиксу -gün / -kgün 51 восходящему к самостоятельному тюркскому слову kün - народ - человеческий коллектив - племя - женщина - хранительница домашнего очага - женское начало 52.

Установление взаимозависимости понятий gün / kün = "женщина" ="народ", связанной вначале родственными узами, а затем единством этнического происхождения, позволяет ввести китайскую передачу указанного термина в ряд древнетюркской социальной терминологии. Достойно внимания и то, что спорадически повторяющееся в древне-тюркских памятниках значение кун - род, фамилия 53 полностью совпадает с китайским переводом транскрипции хунь = gün/ kün в группе лю-хунь (шесть рунов) 54 как си" 55 - поколение, род (в группе лю-си 56 "шесть родов"). Наряду с этим в сочинениях V-X вв. имеются описания племен хунь 57 (рун) и кунь 58 (к<ун) 59, названия которых сопоставимы только с хунь ранних китайских хроник и кун орхоно-енисей-ских надписей. Народные предания этнических объединений, в состав которых входили эти племена, возводят их происхождение к сюнну-гуннам 60, известным в западных источниках древности под именем гунов 61.

...

Между лю-хунь и куянами, в Аньдине и Пинляне (совр. Пинлян и Гуюань), находилось "поколение уши" (uo-si 88), в названии которого нетрудно увидеть форму ушин, усунь. Древние китайцы при передаче иноземных наименований вкладывали в их транскрипцию определенный смысл. Здесь транскрипция у-ши имеет значение "поколение вороны", аналогичное со значением у-сунь - потомство вороны" 89. Термин усунь (уйсун, уйшун, ушун, ушин, уйсын, усын и т. д. до сих пор не расшифрован 90, поэтому его действительный смысл остается загадкой. Но наличие вороны как родового тотема у древних усуней несомненно. По усуньским преданиям, родоначальниками усуней были ворона и волк91. Э тот факт нашел отражение в тамге усуней - ашина (ошин), на которой также изображена ворона* 92.

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Usuns/ZuevHunsandUsunsRu.htm

 середина    конец      начало      конец
   1 в    1 в до н.э. 1 в до н.э. 2 в до н.э.

  аланы <-- Кангюй                  Алтай
             |  \                   хунну
             |   асы <-- асии <---- усуни (племя Ворона)
     Бактрия  \    Семиречье       Сев.Китай
             б.юэчжи <---------- юэчжи-тохары (племя Луны)


________________________________________
*родовой символ данов и птица Одина - Ворон
Tags: Германия, Зуев Ю.А., аланы, асы, женщина, тюрки, усуни, юэчжи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments