Небольшая гравюра Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» занимает особое место в истории живописи. Это очень сложное произведение, переполненное символами ....
этот переходный период называется Возрождением и Реформацией и означал стремление вернуться в позднюю античность с развитой торгово-городской полисной инфраструктурой с литературно-символически трансформированной, утратившей свое подлинно религиозное значение еще в классическую античность, античной мифологией (Ренессанс XV-XVI вв) с одной стороны и с противостояшим ей иудео-христианством (Реформация XVI-XVII вв) с другой.
«Эрос и магия в эпоху Возрождения» — это всемирно известное историческое исследование проблемы магии и фигуры мага.
Принято считать, что наше видение мира и его восприятие человеком Ренессанса разделяет пропасть. Кулиану предлагает современному читателю ключ к пониманию магии как «науки о манипуляции образами», обладавшей властью над человеком того времени. Обращаясь к творчеству Джордано Бруно, которого Кулиану называет «великим манипулятором», автор отмечает, что всякая магия основана на эросе, в том числе магия социальная или политическая, что между магией и эротическим влечением существует инструментальное сходство: искусство любви или обольщения структурно схоже с задачей мага.
Благодаря оригинальным идеям, нестандартному подходу к исследованию религии, не говоря о бездонной эрудиции и литературном таланте, Кулиану стал одним из самых читаемых академических авторов 1980-х —1990-х гг. Книга была переведена на английский, румынский, итальянский, испанский языки.
конечно был, но иначе, чем сейчас, ибо тогда мои действительность и возможности были совершенно иными.
а когда мне было пять секунд?
тоже был и уже существовал, но еще более радикально иначе, чем сейчас.
а в момент моего зачатия папой в утробе материнской?
вот тогда я тоже был, но только как возможность, а не действительность и потому еще не существовал.
и сие справедливо к любому моменту прошлого:
- я был пребывающей в себе возможностью, но еще не существовал в действительности как бывающий в ином и в котором бывает иное.
но это значит:
- я всегда есть, но существую только после зачатия.
буду ли я существовать после смерти?
да, но только как пребывающий в ином, а во мне иное уже бывать не будет.
стало быть, все приходит из чистого бытия как вечного пребывания в возможности во временное существование - в бытие в действительном ином.
все есть вечно, пребывая в себе, но существует временно, бывая в своем ином
PS [Spoiler (click to open)] тут речь не о личности и носителе, а о бытии как возможности и сущем как действительности.
и о переходе градаций первой в градации второй:
от возможной возможности к действительной возможности ,
от нее к возможной действительности и далее к действительной действительности,
причем возможность и действительность могут быть как психическими, так и физическими.
"я" - это просто ближайший пример, с которого данные мысли впервые пришли еще 30 лет назад.
понятно, что возможное сокрыто в действительном, которое вырастает из возможного.
любое сущее есть единство возможного и действительного.
однако в быту мы имеем дело только с ближайшими их актуальными градациями, упуская возможность возможности возможности и т.д. до начала мира, которое в вечности.
так, например, картина Энгра "Источник" после завершения ее написания стала действительной действительностью, будучи в процессе написания возможной действительностью, которой она стала в душе художника в форме желания и замысла ее создать, пробыв перед этим действительной возможностью своего создания Энгром, получившего классическое образование и прошедшего обучение живописному мастерству, которой картина стала из возможной возможности, рожденной культурой Возрождения и Нового времени, из возможной возможности возможности родом из античной культуры, происшедшей из возможной возможности возможности возможности культуры бронзового века, далее возможной возможности возможности возможности возможности появления человека, Земли, Галактики и наконец Вселенной.
стало быть. "Источник" есть вечно, но существует физически только после начала работы Энгра над ней, а психически - после рождения замысла о ней в душе художника.
еще наглядный простой пример.
натуральный ряд вполне существует, но не физически, и даже не психически, а умственно, ибо он и его элементы действуя на ум, действуют и на душу, а через нее на тело и его физ.окружение, и стало быть есть действительность, но не физическая, а умственная.
при этом каждое натур.число, являясь ум-действительностью, содержит в себе ум-возможность следующего числа, не содержа его актуально, и все предшествующие ему в обратном порядке числа являются его возможностью, возможностью возможности, возможностью возможности возможности и т.д. .
тогда очевидно, что начальное число - 0 - не содержа в себе ничего актуально, потенциально содержит весь натур.ряд и в нем каждое число вечно есть как чистая возможность.
так и начало Вселенной, не содержа ничего актуального, т.е. действительного, потенциально содержит в себе все и это все вечно есть как чистая возможность, но не есть действительность
Три года назад «Черному квадрату» перевалило за сотню лет. Пора бы ему на пенсию, но седина в бороду – бес в ребро, многие до сих пор считают его последним словом в искусстве. Почему? И что он вообще делает в Третьяковке? Может, в утиль не сдают из-за расовой толерантности? Разберемся в этом уникальном феномене и его предыстории.
Прощание с живописью
Так сложились звезды, что в России выражение «современное искусство» почти приравнивается к ругательству. При произнесении имен Малевича и Кандинского губы как-то сами собой искривляются в усмешку. Хотя какая уж тут современность: Октябрьская революция и та моложе «Черного квадрата».
Субъективно кажется, что это точка невозврата. Черная потрескавшаяся завеса, за которой живопись заканчивается раз и навсегда. Своего рода траур по искусству. С каждым веком, с каждым годом живопись всё дальше уходила от конкретики и приближалась к беспредметности по тропинкам импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, фовизма, супрематизма… «Измов» много, суть одна: создать что-то новое, и желательно более лаконичное, чем всё созданное прежде, уместить как можно больше идей в как можно более незамысловатую форму. И вот, достигнута цель-максимум, пора выдохнуть. Малевич берет на себя смелость заявить:
«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой».
Казимир Малевич, Черный квадрат
Был ли Малевич самым первым и самым «наглым»?
Но на самом деле идея квадрата висела в воздухе, еще когда Малевичу было только три года, и рисовал он примерно так же, как тридцать лет спустя. Дело было так: в 1882 году французский журналист Альфонс Алле шутки ради написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». За ней последовали (внимание!) «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», «Сутенёры в самом расцвете сил, на животах в траве, пьющие абсент», «Хоровод пьяных в тумане», «Оцепенение молодых солдат, в первых раз видящих лазурь Средиземного моря» и «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле». Уже догадываетесь, в чем соль, или нужны фото-пояснения?
Альфонс Алле, Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору
Альфонс Алле, Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами
Альфонс Алле, Сутенёры в самом расцвете сил, на животах в траве, пьющие абсент
Альфонс Алле, Хоровод пьяных в тумане
Альфонс Алле, Оцепенение молодых солдат, в первых раз видящих лазурь Средиземного моря
Альфонс Алле, Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле
Альфонс Алле, Битва негров в пещере глубокой ночью
Были у нашего квадрата и другие предшественники. Алхимик Роберт Фладд изобразил «Великую тьму» как предельно наглядную иллюстрацию своей теории возникновения мира в 1617 году (!), когда Рембрандт еще пешком под стол ходил, как говорится. Так что в отношении Малевича даже не работают объяснения «просто он первый, кто так сделал» и «наглость – второе счастье».
Роберт Фладд, Великая тьма
Тогда почему знаменит именно Малевич?
Заметьте, что никому и в голову не пришло бы заявлять, что после появления работ Альфонса Алле или тем более старины Роберта Фладда искусство взяло и самоликвидировалось. А супрематический квадрат наводит именно на такие мысли. Потому что повторюшка-Малевич первый сделал это всерьез (в отличие от Алле) и не вкладывая определенный и очевидный смысл. Квадрат Фладда фигуративен, потому что изображает вполне себе определенный объект – Вселенную в момент ее рождения. Квадрат Малевича же не изображает ровным счетом ни-че-го. Это ноль в живописи. Первый и настоящий. За это его и чествуют. В первую очередь на Западе, а у нас только плечами пожимают да смеются в ус. Но не потому, что «не доросли», а потому, что всегда шли по другому культурному пути и смотрели на мир иначе.
Уже после Малевича постмодернисты заявили: всё было сказано до нас, нам остается только в сотый раз пережевывать то, что однажды уже слышали. И это действительно так. Но меняются реалии, появляются новые материалы, поэтому движение искусства – не по кругу, а по спирали. Живопись не стоит на месте ни секунды, она идет дальше, и когда-нибудь вновь добредет до нулевого меридиана, и даже не раз. Тот факт, что искусство живее всех живых, подтверждают имена Сальвадора Дали и Энди Уорхола. Они творили после квадратного «апокалипсиса в живописи», которым всех до смерти напугал наш соотечественник.
Тут надобно заметить, что "Великая Тьма" Фладда именно изображает Ничего (актуального, но Все потенциальное, т.е. само чистое Бытие) как Начало Вселенной, а "Черный Квадрат" претендует не изобразить ничего, показать не-Бытие, что делает Малевича не художником, а вырожденцем, все же изобразившего черный квадрат и только. И если Сальвадор Дали был еще художником, то Энди Уорхол уже не-художник, поскольку его "изобажения" ничего не изображают, ибо погоня за новизной - не искусство, а вырождение, прототипом коего является ветхозаветный творец.
изобразительное искусство - умение изображать вечное в текучем, высокое в низком, глубинное в поверхностном и т.п., символизируя невидимое видимым в потоке бытия.
посему и сама философия есть искусство, т.е. умение бытия в текучем мире, выраженное и словом, и делом.
а это т.н. "современное искуство" - или шизофрения, или паранойя, или маниакально-депрессивный психоз, или банальная халтура для профанов, продуцируемые.больными бессознательным или совестью депрессивного субъекта позднего модерна и постмодерна, которому тоже кушать надо.
и дальше будет только хуже, ибо сей депрессивный субъект уже начал вытесняться роботами и из этих сфер современной псевдодеятельности